Задержка роста у детей

Содержание:

Семь игр для малыша в 5-6 месяцев

Полугодовалый ребенок – уже полноправный партнер в игре, он живо реагирует на действия взрослого. Какие игры пойдут ему на пользу?

«Ползем за игрушкой»

Цель игры: стимулировать малыша ползать

Хорошо, если ваш малыш уже освоил ползание. Если это не так, малыша стоит стимулировать к ползанию. Для этого подойдут любые яркие игрушки. Как только ребенок повернется на животик, положите интересный предмет в некотором отдалении от него. Он обязательно попытается к нему подползти. Если кроха пока плохо ползает, помогите ему, дав опереться стопами на руку взрослого и позволив немного оттолкнуться от нее.

Для облегчения игры можно расположить малыша так, чтобы он мог отталкиваться ножками от стены или другой опоры.

«Маленький футболист»

Цель игры: развитие крупной моторики, мускулатуры мышц ребенка

Для игры понадобится не очень большой мячик. Взрослый кидает его так, чтобы ребенок мог отбить его ручками или ножками.

«Воздушный шарик»

Цель игры: развить умение противопоставлять большой пальчик всем остальным

Надуйте воздушный шарик не очень сильно, чтобы избежать случайных хлопков, и привяжите к нему небольшие ленточки

Покажите шарик ребенку, поиграйте им и привлеките внимание. Потом дайте ребенку ленточку в руку так, чтобы малыш схватил ее с одной стороны большим пальчиком, а с другой – всеми остальными

Учите малыша притягивать шарик к себе и толкать от себя, беря в ладони, а потом – обратно за ленточку.

«Перекладываем мячик»

Цель игры: научить малыша перекладывать игрушку из одной руки в другую

Положите ребенка на спину перед собой, а если он уже сидит – посадите к себе на колени. Дайте малышу игрушку, следя за тем, чтобы он распределил пальчики по поверхности всей ее поверхности. Потом учите его перекладывать мячик из одной ручки в другую, показывая ему пример.

При желании игру можно модифицировать: учите ребенка сначала отдавать вам мячик, а потом брать обратно.

«Где картинка?»

Цель игры: учить малыша находить исчезнувший из виду предмет (картинку)

Вам понадобится картонная коробка, на одну из граней которой наклеена яркая картинка. Покажите картинку малышу, описывая то, что на ней изображено. Выражайте свою радость, с интересом рассматривайте картинку вместе с малышом. Потом переверните коробку на другую грань. Выражайте эмоции, удивляйтесь, куда же исчезла картинка. Побуждайте ребенка искать изображение, переворачивая коробку. Когда малыш с вашей помощью найдет картинку, обязательно порадуйтесь: «Ах вот она где!».

Время от времени меняйте изображения на коробке.

«Сорока-белобока»

Цель игры: повторение отдельных слогов

Полгода – самое время для активного знакомства с пальчиковыми играми. Именно они лучше всего способствуют органическому развитию мозга и появлению осознанных слогов. Простейшая «сорока-белобока» станет отличным вариантом зарядки для пальчиков крохи.

Возьмите ладошку ребенка и начните водить по ней указательным пальцем круговыми движениями, приговаривая известную потешку. Затем загибайте пальчики по одному, начиная с мизинца, массируя их.

Вы также можете придумать свою потешку или просто рассказывать малышу истории про каждый пальчик, когда начинаете его загибать или массировать.

«Ладушки»

Цель игры: повторение отдельных слогов

Полезна для малыша в полгода и такая игра как ладушки – очень скоро он начнет радостно хлопать в ладоши при первых словах стишка:

— Ладушки, вы – ладушки Где были? — У бабушки.

Помните, что каждый малыш развивается индивидуально. Если ваш ребенок еще не освоил какие-то навыки, описанные в нашем материале, не переживайте. Поиграйте с ним в игры, рекомендованные для малышей четырех-пяти месяцев, а лучше используйте те, которые вызывают у крохи самые радостные эмоции.

Что должен делать ребёнок в шесть месяцев? Как правильно развивать полугодовалого малыша? Как выбрать хорошие игрушки, не потерявшись в огромном ассортименте детских магазинов? Такие вопросы часто волнуют молодых мам и пап, которые хотят, чтобы их ребёнок был здоров, счастлив и радовал их новыми успехами.

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка иногда еще именуют «месяцем оживления». Ваш малыш теперь меньше спит, может бодрствовать до 50 минут.

У ребенка улучшаются зрение и слух, кроха способен разглядывать предметы с расстояния от 30 сантиметров до полуметра. Около 15 минут малыш может провести в своей кроватке, глядя на мобиль или другие игрушки.

  1. В двухмесячном возрасте детки уже поднимают головку и некоторое время удерживают ее в вертикальном положении.
  2. Некоторые младенцы уже умеют переворачиваться с бочка на спину. Подробнее о том, когда ребенок начинает переворачиваться>>>
  3. Ребенок изучает свои ручки – может подносить кулачки ко рту и обсасывать их;
  4. Младенческие рефлексы пока сохраняются, но начинают понемногу угасать;
  5. Развивается и эмоциональная сфера. В два месяца формируется так называемый «комплекс оживления». Этот навык занимает почетное место в таблице развития ребенка; это одна из важнейших вех до года, подтверждающих нормальное функционирование нервной системы;
  6. Малыш уже может узнать своих родителей, радуется им. Когда вы склоняетесь над кроваткой, кроха начинает быстро-быстро дергать ручками и ножками;
  7. Во второй месяц жизни ваше чадо, скорее всего, подарит вам свою первую осознанную улыбку.  Если этого не произойдет, ничего страшного; значит, это радостное событие случится чуть позже. Узнайте, когда ребенок начинает улыбаться>>>
  8. В два месяца ребенок умеет гулить – издает певучие гласные звуки, иногда даже может произносить «агу», «ага», «абу». Деткам нравится собственная «речь», они с удовольствием прислушиваются к ней. В статье информация о том, когда кроха начинает агукать>>>

Чаще общайтесь с ребенком, пойте ему, вы увидите, что кроха будет вам подпевать!

Как развивается способность к познанию

В 2 – 3 года у малыша улучшается способность концентрировать внимание. Он умеет:

  • Называть цвета, величины, формы, группировать и различать предметы по признакам;
  • Формировать простые числовые представления (один, два, много, мало);
  • Запоминать расположение предметов в пространстве (близко, далеко); указывать место, где стояла убранная взрослым игрушка;
  • Узнавать на ощупь и называть знакомые геометрические или другие фигуры; определять предмет по фактуре;
  • Воплощать в рисунке свои фантазии и рассказывать, что изображено; дополнять недостающими деталями нарисованное взрослым;
  • Понимать причины и следствия простых событий жизни и проводить аналогии («в прошлый раз я промочил ноги, гуляя после сильного дождя, значит, если сегодня лужи все еще не высохли, я опять могу промокнуть»);
  • Тренировать память и логику — в аналогичных ситуациях способен разглядеть систему и адаптировать к ней свое поведение;
  • Демонстрировать целенаправленность действий — теперь главное не манипуляция с предметом, а результат. Игрушкам малыш начинает предпочитать реальные предметы, в игре подражает увиденному и имитирует все, что усвоил из ближайшей внешней среды.

К 3 годам малыш входит в возраст «почемучки»: тысяча вопросов про все на свете — так развиваются познавательные потребности ребенка.

Диагностика задержки роста

Задержку роста в основном определяют эндокринологи, но дополнительно назначается консультация ортопеда. Сначала врач собирает анамнез, вычисляет целевой рост ребенка. Весомую роль играет генетика родителей, национальность. Другие моменты диагностики включают³

  1. Антропометрию. Включает оценку трех параметров — SDS роста, скорость роста, SDS скорости роста. Они показывают насколько физическое развитие ребенка соответствует возрастным нормам. Строится перцентильная кривая, которая нужна для диагностики и для выбора тактики лечения. Standard Deviation Score (SDS) – коэффициент стандартного отклонения.
  2. Определение пропорций тела. Пропорциональное телосложение говорит об отсутствии дисплазий.
  3. Рентген. Для полной визуализации строения скелета делают рентгеновский снимок. Рентгенография кистей определяет костный возраст.
  4. Лабораторные анализы. Подтверждают большинство диагнозов с помощью анализов крови. Кроме общих показателей важны значения глюкозы, антител к глиадину, трансглутаминаза, гормонов Т4 и ТТГ. Также проводят СТГ-стимуляционные тесты, кариотипирование и определяют ИФР-1 (инсулиноподобный ростовой фактор-1).

Профилактика

Функциональные запоры у малышей легче предупредить, чем лечить. Чтобы избежать проблемы рекомендуют соблюдать следующие правила.

  • Как можно дольше кормить ребенка грудью и не отказываться от кормления даже тогда, когда молока становится мало.
  • Всеми силами поддерживать и сохранять лактацию. Кормление по требованию – лучший способ регуляции, кроме того, избавляющий от необходимости сцеживания. Ребенок сам «контролирует» продукцию молока: его вырабатывается столько, сколько он высасывает во время еды.
  • Народные методы стимуляции лактации тоже никто не отменял, но если они малоэффективны, не стоит опускать руки – нужно обращаться к врачу-гинекологу. Сегодня существуют безопасные препараты, усиливающие работу молочных желез.
  • Следить за питанием. Все, что поступает в организм мамы, оказывается в ее грудном молоке, а вместе с ним – в желудке ребенка. Злоупотребление вяжущими и крепящими продуктами сказывается на работе желудочно-кишечного тракта малыша и может привести к запору.
  • При наметившейся тенденции к запору можно включить в рацион продукты, оказывающие слабящее действие: чернослив, курагу, свеклу, кефир и простоквашу. Ориентиром будет служить стул мамы: если ее кишечник работает нормально, значит, вероятность запора у малыша будет минимальной.
  • Не принимать без совета с врачом никаких лекарств – они могут не только привести к запору у крохи, но и повлиять на работу других органов развивающегося организма.
  • Не пеленать ребенка или использовать широкое пеленание. Ничто не должно давить на животик и сковывать движения малыша. Он должен иметь возможность свободно двигать ножками, поджимать их к животику – это необходимо его для дефекации.
  • Делать малышу массаж животика каждый раз до еды или через 50 мнут после еды. Это будет способствовать поддержанию активной перистальтики и регулярному опорожнению прямой кишки.
  • Заниматься с ребенком, то есть совершенствовать его двигательные навыки. Это ускорит развитие нервной системы и устранит неврологическую основу для функциональных запоров.
  • Не злоупотреблять клизмами, газоотводной трубкой и другими методами механической стимуляции дефекации. Это приводит к снижению двигательной активности желудочно-кишечного тракта и усугубляет запоры.
  • Обязательно допаивать ребенка, если у него была рвота или понос, при повышенной потливости во время простуды и в жаркую погоду.
  • Сохранять спокойную обстановку в семье и любить малыша. Даже ничего не понимающие новорожденные очень тонко чувствуют окружающий эмоциональный фон. Его негативное влияние выражается в стрессе и запорах в том числе.

Информация в данной статье носит справочный характер и не заменяет профессиональной консультации врача. Для постановки диагноза и назначения лечения обратитесь к квалифицированному специалисту.

Литература

  1. В. М. Студеникин. Запоры у детей: взгляд невролога. Журнал «Лечащий врач» №1 2019 год.
  2. Н. И. Урсова. Функциональные запоры у детей раннего возраста и проблемы их радикального лечения. Журнал «Лечащий врач» №6 2010 год.
  3. И.Н. Захарова, Н.Е. Малова. Запоры у детей раннего возраста. Журнал «Лечащий врач» №1 2004 год.
  4. Комарова О.Н., Хавкин А.И. Алгоритм обследования и лечения детей раннего возраста с запорами. Русский Медицинский Журнал. 2016 год № 6, с. 358–360.
  5. Н.Л. Пахомовская, А.С. Потапов. Запоры у детей раннего возраста. Consilium Medicum. Педиатрия. (Прил.) 2012; 3: с. 84-87.
  6. Инструкция по применению препарата МИКРОЛАКС для детей с 0 лет.

Заботимся о зубках

В 3 года рот малыша укомплектован полностью: в норме все 20 молочных зубов (резцы, клыки, моляры) стоят на своих местах уже к 2 – 2,5 годам. Подробнее мы рассказываем о зубах в этом материале

Теперь важно заботиться об их здоровье. Что обеспечивает здоровье зубов?

  • Правильное питание (кальций, фосфор, витамины D3 и K2, который содержится в твороге «Агуша К2»), употребление жесткой пищи, ограничение углеводов, сахара.
  • Ежедневная чистка зубов утром и вечером, ополаскивание ротовой полости после приема пищи.
  • Лечебно-профилактическая зубная паста, правильный выбор зубной щетки (в соответствии с анатомическими особенностями полости рта) и содержание ее в чистоте.
  • Ежегодные осмотры у стоматолога.

Шестой скачок роста — мир категорий

34–37-я недели

Лейтмотив: «Я исследую»

Что теперь умеет малыш:

  • начинает объединять окружающие предметы по «полочкам»: игрушки, люди, вещи. Ищет и находит между ними сходство и различия, его поведение становится более осознанным;

  • понимает, что предметы отличаются по консистенции или цвету и вкусу — вот и собирает крошки с пола, пропускает пюре между пальцами, берет кашу руками и все пробует;

  • может еще не начать говорить, но ясно дает понять, что многое понимает.

Особенности поведения

Этот кризисный порог едва ли не самым трудный с психологической точки зрения. Малыш испытывает недоверие к окружающим. Становится беспокойным, капризным, требовательным, нетерпеливым. И опять стремится прижиматься к маме.

Что делать родителям?

Не запрещайте ребенку изучать предметы, которые кажутся вам опасными. Главное, пусть все происходит под вашим контролем. Позволяйте ему и поощряйте нажимать, включать — словом, экспериментировать. Просите его что-то выполнить, дать вам. Хвалите, если справляется.

Совет психолога:

Исследовательский орган ребенка в этот период — рот и руки. Все, что попадает в его поле зрения, он стремится попробовать, ощутить на вкус. Позволяйте ему, если это не может навредить.

Лечение

Межреберная невралгия требует комплексного и нередко длительного лечения, включающего в себя медикаментозное воздействие, физиотерапию, массаж и т.п.

Медикаментозная терапия

В острой фазе заболевания терапия направлена на купирование болевого синдрома и улучшение состояния пациента. В зависимости от конкретной клинической ситуации назначаются:

  • нестероидные противовоспалительные препараты (НПВС): средства на основе диклофенака, нимесулида, ибупрофена мелоксикама и их производных; используются в таблетированной, инъекционной и местной (кремы, мази, пластыри) форме;
  • анальгетики: анальгин и средства на его основе; как и НПВС, снимают болевой синдром;
  • миорелаксанты для устранения мышечного спазма: мидокалм и т.п.;
  • витамины группы: мильгамма, нейромультивит и т.п.; необходимы для восстановления нормальной работы нервных волокон;
  • седативные средства для уменьшения психоэмоциональной составляющей боли и улучшения сна.

При необходимости дополнительно могут быть назначены:

  • противосудорожные средства: тормозят прохождение болевых импульсов;
  • антидепрессанты для снятия напряжения;
  • антигистаминные и диуретики: снимают отечность тканей, особенно актуальны при защемлении нервных корешков;
  • противовирусные препараты при опоясывающем лишае;
  • глюкокортикостероиды при стойком болевом синдроме и тяжелом воспалении, не снимающимся более мягкими средствами.

Физиотерапия и лечебная физкультура

Физиотерапевтические процедуры назначаются после стихания острого болевого синдрома. Ускорить выздоровление помогают:

  • УВЧ;
  • рефлексотерапия;
  • магнитотерапия;
  • электрофорез;
  • лазерное лечение;
  • парафиновые аппликации;
  • грязелечение.

Эти процедуры способствуют улучшению кровообращения и обмена веществ в пораженной области и ускоряют регенерацию нервной ткани.

Упражнения лечебной физкультуры назначаются после полного выздоровления. Основная цель гимнастики – разгрузка мышц спины. Комплекс разрабатывается индивидуально. Первые занятия должны проходить под наблюдением специалиста, в дальнейшем допускаются домашние упражнения.

Другие методы лечения

Поскольку очень часто причиной межреберной невралгии является патология позвоночника и спинного мозга, в качестве дополнительных методов воздействия очень часто используются:

  • иглоукалывание;
  • мануальная терапия;
  • лечебный массаж, в том числе с использованием согревающих средств;
  • массаж Шиацу (точечный);
  • остеопатия;
  • подводное вытяжение и другие методики.

Как и все лечебные процедуры, эти методики используются только в условиях клиники и проводятся специалистами с медицинским образованием и соответствующим сертификатом.

Помогаем развивать память

Об этом важно сказать: из раннего детства мы выносим не только крепкое здоровье, но и хорошие воспоминания. Для 3 – 4-летних детей память имеет важнейшее значение

В этом возрасте мыслить для ребенка — значит вспоминать прошлый опыт и что-то менять в своих действиях и умозаключениях. Благодаря уникальной способности маленьких детей к непроизвольному запоминанию, ребенок легко впитывает информацию об окружающем мире и, осваивая новые навыки, формирует свой уникальный жизненный опыт. Так к подрастающему человеку приходит осознание себя как личности

Для 3 – 4-летних детей память имеет важнейшее значение. В этом возрасте мыслить для ребенка — значит вспоминать прошлый опыт и что-то менять в своих действиях и умозаключениях. Благодаря уникальной способности маленьких детей к непроизвольному запоминанию, ребенок легко впитывает информацию об окружающем мире и, осваивая новые навыки, формирует свой уникальный жизненный опыт. Так к подрастающему человеку приходит осознание себя как личности.

В этом возрасте у детей появляются стойкие эмоциональные воспоминания, особенно позитивно окрашенные, которые и формируют само ощущение детства. Его-то ребенок и возьмет с собой во взрослую жизнь.

И напоследок: говорите с ребенком о важности здорового образа жизни, будьте для него примером, обучайте его навыкам поддержания крепкого физического и психического здоровья — это необходимо для долгой и счастливой жизни. Позаботьтесь о здоровье, благополучии и хороших детских воспоминаниях своего ребенка!

Позаботьтесь о здоровье, благополучии и хороших детских воспоминаниях своего ребенка!

Первый скачок роста — новые ощущения

5-я неделя

Лейтмотив: «Слышу, вижу, чувствую, не могу объяснить»

Что теперь умеет малыш:

  • улыбается;

  • рассматривает предметы в его поле зрения;

  • внимательно прислушивается к звукам и произносит собственные;

  • реагирует на прикосновения.

Особенности поведения

Плачет без повода, капризничает. А все потому, что однажды, проснувшись, малыш обнаружил, что мир вокруг стал другим. Единственное понятное для него и близкое существо — мама. Вот и требует он настойчивым криком ее постоянного внимания. Часто ложится на живот: для него такая поза еще и символ защищенности.

Что делать родителям?

Сохраняйте спокойствие. Берите малыша на руки, прижимайте к себе. Не стоит в этот период прерывать кормление грудью. Если придерживались графиков кормления и сна, в кризисный период от них лучше отказаться.

Развивайте умения ребенка. «Зеркальте» его поведение: он улыбается — улыбайтесь в ответ. Разговаривайте с малышом, произносите слоги: «ма, па, ба, да», реагируйте на его звуки, повторяйте за ним. Карапуз сейчас начинает внимательно рассматривать того, кто с ним общается, узнает маму, папу — обозначайте того, кто с ним беседует, нянчится. Помните, что ребенок в этот период различает предметы на расстоянии около 30 сантиметров. Не торопите события — не пытайтесь показать все игрушки одновременно. Выберите сегодня одну, завтра другую. Приближайте ее к малышу, затем отведите сначала в одну, затем в другую сторону. Зрительная гимнастика должна быть непродолжительной — минуты 2–3. Развивайте тактильные ощущения карапуза: дайте ему почувствовать предметы с различными поверхностями.

Тело малыша: новые этапы развития

В 2 года ребенок становится взрослее, он меньше спит, умеет сосредотачиваться на одном занятии, палитра его эмоций становится богаче.

  • Работа его сердца и сосудов стабилизируется, сердце бьется медленнее — до 115 – 120 ударов в минуту, снижается давление. В отличие от первого года жизни, сейчас мозг лучше снабжается кровью за счет вертикального положения тела, что дает мощный толчок для развития познавательных способностей.
  • Кишечник работает эффективнее, увеличивается объем желудка. К 2 годам у ребенка обычно вырастают все 20 молочных зубов.
  • Кости становятся крепче, движения — более скоординированными, точными, уверенными. Однако малыш еще быстро утомляется, ему нужна смена видов активности. Но от отсутствия движений он устает не меньше, чем от самих движений.
  • Кора головного мозга совершенствуется, память развивается, повышается выносливость нервной системы. Ребенок дольше обходится без сна, улучшается способность концентрироваться на одном занятии (до 10 – 15 минут в 2 года и 20 – 30 минут в 3 года); малыш постепенно учится регулировать свои импульсы и желания, а эмоции становятся более разнообразными.
  • Увеличивается объем мочевого пузыря (к концу 3-го года жизни — почти в 4 раза), и поэтому ребенок реже ходит в туалет. К 2 годам навык ходить на горшок обычно уже хорошо отработан, хотя могут случаться сбои, особенно при стрессе. К 3 годам малыши уже сами могут своевременно отреагировать на переполнение мочевого пузыря.

Седьмой скачок роста — мир последовательностей

42–46-я недели

Лейтмотив: «Все одно за другим»

Что теперь умеет малыш:

  • впервые пытается складывать, конструировать;

  • учится совершать действия в определенной очередности;

  • ему нравится разрушать и разбрасывать вещи.

Особенности поведения

Малыш готов на все, лишь бы быть с вами. Хватается за маму, взбирается на нее. Требует, чтобы с ним постоянно занимались. Впервые проявляет ревность. Беспокоен, плохо засыпает и спит. Начинает баловаться.

Что делать родителям?

Привлекайте ребенка к своим домашним делам, поручите ему что-то. Объясните, чем вы заняты (готовите, убираете), дайте ему тряпку, кастрюлю, ложку. Предлагайте вам помочь, когда одеваете его, причесываете, чистите ему зубы. Разрешите малышу самостоятельно есть ложкой. Играйте в «ладушки», «сороку-ворону», прячьте игрушку и ищите вместе с ним.

Совет психолога:

Пока ребенку не исполнился год, самый важный уровень связи для него был телесный. Как говорят психологи, достижение первых 6 месяцев –безусловно, эмоциональное общение с матерью, а главный результат первого года жизни — доверие к миру. После года-полутора начинается новый этап развития связи мамы и малыша. Ребенок становится личностью, осваивает речь, обретает собственное мнение. Дальше все будет не так гладко и спокойно в их отношениях, они пройдут через непростые времена — кризис трех лет, семи, подростковый.

Общая информация

В организме человека имеется 12 пар межреберных нервов. Они берут начало от корешков грудного отдела спинного мозга и охватывают всю грудную клетку, примыкая к брюшине, мышцам, коже и молочным железам. Отдельные волокна каждого нерва отвечают за чувствительность тканей, двигательную функцию и регуляцию работы всех структур. Соответственно, повреждение или воспалительный процесс в каком-либо участке может отдавать боль в самые разные части тела.

Ощущения могут имитировать заболевания внутренних органов: инфаркт миокарда, стенокардию, панкреатит, гастрит, холецистит и т.п. В некоторых случаях точно определить природу боли может только врач после полноценного обследования

Именно поэтому важно при возникновении болей в грудной клетке своевременно обратиться за помощью.

Формы

Специальной классификации заболевания не существует. Выделяют несколько отдельных форм в зависимости от механизма возникновения:

  • корешковая: связана с раздражением корешков спинного мозга в месте их выхода из позвоночного столба;
  • рефлекторная: связана с перенапряжением мышечных волокон в месте прохождения нерва.

Имеется также классификация невралгии в зависимости от:

  • причины: первичная (связана с повреждением или воспалением самого нерва) и вторичная (обусловлена другими заболеваниями);
  • локализации: односторонняя и двусторонняя;
  • течения болезни: острая и хроническая.

Рост и вес ребенка от 2 до 3 лет

В этот период ваш малыш растет немного медленнее, чем в первые 2 года, хотя по-прежнему активно. За 3-й год жизни ребенок прибавляет: в росте — 8 – 10 см, в весе — 2 – 3 кг. Быстрее всего в этом возрасте у ребенка растут ноги, голова — медленнее, но мозг продолжает увеличиваться в объеме.

Как разобраться, соответствует ли развитие вашего малыша возрастным нормам? Вот простая формула для определения нормального соотношения показателей роста и веса (от 1 года до 6 лет): масса тела (кг) = возраст (годы) * 2 + 8; длина тела (см) = возраст (годы) * 6 + 77.

Чтобы судить о гармоничном развитии, необходимо рассматривать вес ребенка в соответствии с его ростом, а не возрастом.Нормой считаются значения веса в пределах 6 – 7 %, о склонности к «перевесу» или «недовесу» можно судить при отклонении этих цифр от средних показателей на 7 – 14 %, о легком «недовесе» или «перевесе» — на 12 – 14 %, о необходимости коррекции питания — на 20 – 25 %. Что касается показателей роста, то нормой здесь считаются значения в пределах 3 % от «эталона», при отклонении более чем на 10 % нужна консультация специалиста.

 Нормальное соотношение показателей для детей 3 лет:

  • Мальчики: рост — от 92 см до 100 см, вес — от 13,5 кг до 16 кг;
  • Девочки: рост — от 93 см до 98 см, вес — от 13 кг до 15,5 кг.

Малыш растет «по-разному» в сравнении не только со сверстниками, но и с самим собой: иногда у ребенка случаются скачки роста. Обычно такое происходит в районе 4 лет и в подростковом возрасте. Это здоровое закономерное явление. Замечено, что девочки опережают мальчиков на 1 – 2 года.

А что же определяет рост и вес ребенка?

Наследственность: телосложение, рост, вес — эти характеристики во многом определяются генами, которые малыш получает от родителей; при этом мальчики следуют в линии развития своим предшественникам по мужской линии, девочки — по женской.
Внутриутробное развитие: отсутствие травм, стрессов, болезней и патологий в течение беременности, а также сбалансированная диета будущей мамы — все это важно для здоровья ребенка.
Внешние факторы: экология, климат, питание, в том числе рацион мамы на этапе беременности. С питанием в организм ребенка должны поступать все необходимые витамины, минералы, макро- и микроэлементы

Особенно важны кальций и витамин К2, которые присутствуют в творожках «Агуша»: они помогают усваиваться другим веществам, например отвечающим за костную систему (кальций и фосфор). Ежедневные подвижные игры, особенно на свежем воздухе, тоже очень важны для полноценного развития.
Некоторые особенности здоровья, например гормональный баланс. За рост человека отвечает эндокринная система. И так как гормон роста выделяется ночью, важно соблюдать режим дня, вовремя укладывая малыша спать. Необходимо проконсультироваться с эндокринологом, если вы заметили, что ребенок недобирает сантиметров или слишком хорошо прибавляет в весе; при установлении правильного диагноза и устранении причины нарушения темпы роста и набора веса постепенно нормализуются.

Слух и зрение ребенка

Уже в 2 года малыш может распознавать объекты, которые ему не видны, по звукам. Ближе к 3 годам у ребенка сформировано осмысленное восприятие всех звуков родного языка, и только по высоте различать их ему пока трудно. Советуем тренировать слух: ставить крохе музыкальные произведения, находить примеры звуков в живой природе и в городе, играть «низким» и «высоким» голосами персонажей.

  • Зрение ребенка становится похожим на «взрослое» примерно в 3 – 4 года, цветовое зрение развивается к 4 – 5 годам. Но в отличие от слуха, рост глаз и их развитие не завершается к возрасту 2 – 3 лет, а продолжается все годы детства и юности.
  • До момента достижения школьного возраста (7 лет) у детей может быть диагностирована дальнозоркость. Если она имеет слабую степень, то это рассматривается как естественная возрастная особенность в пределах нормы. Обычно примерно к 10 годам это явление проходит.
  • Встречаются и такие случаи, когда за «идеальным» зрением у ребенка скрывается дальнозоркость, которая в меру возможностей регулируется мышечной работой глазного аппарата. Поскольку мышцы глаза постоянно испытывают повышенные нагрузки, пытаясь компенсировать нечеткость фокусировки, ребенок начинает утомляться, становится раздражительным, жалуется на головные боли и плохое самочувствие.
  • Дальнозоркость выявляется только при специальном обследовании, поэтому посещать офтальмолога следует не реже одного раза в год.

Этапы развития в 5 месяцев

Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.  

Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.

Физическое развитие в пять месяцев:

  • Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
  • Уверенно переворачивается со спины на живот;
  • Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
  • Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
  • Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.

Психоэмоциональное развитие в пять месяцев:

  • Узнает голос матери;
  • Отличает лица близких от чужих;
  • По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
  • Долго и певуче гулит;
  • Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.

Чего не нужно делать

Прежде всего, не стоит ждать, когда проблема исчезнет сама собой. Неоднократные и длительные нарушения стула у грудничка всегда требуют консультации врача-педиатра.

Кроме того, не рекомендуется:

  • кормить ребенка строго по часам – малыш сам «знает», сколько и когда молока ему нужно; кормление по требованию способствует нормальной работе кишечника и, кроме того, стимулирует лактацию у матери;
  • докармливать ребенка грудью после срыгивания: это нормальный акт, помогающий ребенку освободиться от попавшего в желудок воздуха и избытка пищи;
  • докармливать ребенка смесью или полностью переходить на искусственное вскармливание, полагая, что малышу недостает молока, – ориентиром того, что ему хватает еды, должен быть крепкий сон и нормальный набор веса;
  • часто использовать газоотводную трубку, прибегать в помощи клизм и другим методам стимуляции дефекации;
  • применять народные методы стимуляции прямой кишки, например, вставлять кусочек мыла в задний проход: мыло раздражает слизистую и может вызвать ее химический ожог; слабительного эффекта можно добиться щадящими средствами, например, микроклизмами МИКРОЛАКС;
  • принимать лекарства без консультации с врачом – все они могут проникнуть вместе с молоком в организм ребенка и оказывать влияние на его организм в целом и работу желудочно-кишечного тракта в частности.

Что необходимо делать родителям

  • Стараться соблюдать привычный режим дня.
  • Создавать максимально богатую развивающую среду в доме. Обучайте его. Давайте ему трогать разные поверхности, нюхать запахи, слушать звуки. Показывайте, как пользоваться разными предметами.
  • Во всем поддерживать своего малыша.
  • Подавать ребенку только хороший пример.
  • Давать ему несложные поручения, чтобы малыш почувствовал свою ответственность и самостоятельность.
  • Согласовать модель воспитания с остальными родственниками, чтобы не возникало противоречивого поведения разных членов семьи, когда один запрещает, а другой разрешает.

Организовать ребенку личное пространство, где он будет чувствовать себя главным.
Стараться понять все просьбы малыша, если поняли — озвучивайте их. Например: «А, ты хочешь достать игрушку?» — и даже: «Ты хочешь потрогать огонь?» Затем можно объяснить, почему этого не стоит делать

Важно, чтобы не возникало неразрешенных ситуаций.
Не бойтесь, что ребенок стукнется, поранится или обожжется, конечно, если речь не идет о серьезной ране. Осваивающий окружающую реальность маленький человек обязательно должен пройти через некоторые испытания, чтобы научиться безопасно действовать в нашем непростом мире.
Уважать личность ребенка и демонстрировать свое уважение

Это поможет ему вырасти сильным и уверенным в себе человеком.
Проявлять безусловную любовь к малышу. Чаще обнимайте и целуйте его.
Если вам надо выйти из дома, расскажите об этом. Объясните, что вы скоро вернетесь.
Если ребенок вас не слушает и продолжает совершать какие-то недопустимые действия, важно четко выстроить систему правил и запретов. Не делайте ничего насильно. Придумайте, как его отвлечь или увлечь. Например, если малыш отказывается от определенной еды, предложите съесть ее в компании с игрушками.
Перед тем, как идти в туалет, заинтересуйте ребенка чем-нибудь, иначе он обязательно расстроится из-за вашего отсутствия. В таком случае поговорите с ним из-за двери, объясните, что скоро вы выйдете.
Если ребенок просит помочь — помогите, но не переусердствуйте с помощью. Пусть малыш старается справиться сам, а вы «подстрахуете» его в той части дела, которая ему пока не под силу.
Если малыш требует внимания — уделите ему время. А если у вас его совсем нет, отвлеките его чем-нибудь интересным.

Надеемся, эти советы помогут вам наладить конструктивное общение с вашим малышом. Пусть этот период будет для вас не кризисом, а увлекательным «квестом», который научит вас выдержке и мудрости, а вашему ребенку поможет стать взрослее.

Десятый скачок роста — мир систем

72–75-я недели

Лейтмотив: «Я, ты, мы, они»

Что теперь умеет малыш:

  • начинает проявлять гибкость в применении принципов и примеряться к обстоятельствам. В этом возрасте начинается формирование совести;

  • понимает, что его действия приводят к определенным событиям, что он обладает властью над вещами, способен принимать решения;

  • отмечает, что другие люди имеют отличные от его предпочтения;

  • замечает различия между своими и чужими;

  • рисует окружающие предметы, себя.

Особенности поведения

Более возбудим, хочет находиться с мамой все дни напролет. Порой ребенок может показаться вам просто невыносимым в своей настойчивости.

Что делать родителям?

Дайте выход его энергии. Дурачьтесь вместе, устраивайте шумные игры, пускайте мыльные пузыри, бегайте. Это период, когда ребенок выбирает, что ему интересно. Будьте внимательны, наблюдайте, пытайтесь разобраться, какими способностями и склонностями он наделен. Поощряйте его новые умения и интересы. Позвольте ребенку познакомиться с разнообразными системами. Сейчас он стремится к порядку — дайте ему возможность насладиться этим: купите пазлы, объясните, как их собирать.

Совет психолога:

Когда пошел годовалый ребенок, видно, что он бежит, куда его ноги несут — под ним земля вертится. А полуторагодовалый конкретно двигается из пункта А в пункт Б, у него есть четкий маршрут. Он может споткнуться по дороге, но он понимает, куда ему надо. Это качественно другой уровень.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector