11 месяцев: особенности развития ребёнка. стоим без опоры

Содержание:

Как ухаживать за кожей

Ежедневный уход за кожей малышей включает: умывание лица, мытье рук, подмывание интимных зон, а также полноценное купание

В случае последнего важно придерживаться таких правил:

  • Не купать ребенка, если у него повышена температура, имеются на кожных покровах гнойнички или открытые раны.
  • Использовать для гигиенических процедур мягкую, фильтрованную воду, очищенную от хлора.
  • Контролировать, чтобы вода не была горячей. Оптимальная температура — 34-37° С.
  • Не использовать ежедневно обычные средства для купания, которые легко нарушают гидролипидный слой кожи малыша.
  • Использовать мягкие полотенца для аккуратного промакивания излишков влаги на теле. Растирать кожу ребенка не следует.
  • В ближайшие 3-5 минут после водных процедур наносить на кожу увлажняющее средство.

Для новорожденных важно выбирать средства с деликатными формулами, которые одобрены дерматологами и педиатрами. В зимнее время нужно использовать защитные кремы или эмоленты

Наносить их полезно за 20-30 минут до выхода из дома, чтобы защитить лицо и руки малыша от обветривания.

Важно! Для летнего периода необходимо подобрать эффективные солнцезащитные средства с учетом возраста ребенка

Можно ли самостоятельно отучить ребенка ходить на цыпочках?

Да, можно, если ежедневно заниматься с ребенком гимнастикой, не бросать упражнения вплоть до достижения результата и возвращаться к ним, если ребенок опять принялся вставать на цыпочки, даже эпизодически. Другой вопрос – в безусловной необходимости упражнений.

Российские педиатры считают, что начинать отучать даже абсолютно здорового ребенка от ходьбы на цыпочках необходимо как можно скорее, делая ему массаж, занимаясь с ним специальными упражнениями (приседания на маленький стульчик, сидя на котором ребенок может поставить стопы на пол, вращение стопой в положении лежа на спине с согнутыми коленями, стояние на кубиках или теннисных мячиках).

На Западе единого мнения на этот счет нет. Одни врачи считают, что в процесс ходьбы на носочках, если он не мешает развитию ребенка и не является признаком неврологического заболевания, до шести лет вмешиваться не нужно. Другие специалисты придерживаются мнения о том, что длительная ходьба на цыпочках (дольше трех лет) может стать причиной укорочения сухожилий и мышц, недостаточного развития пятки, замедленного роста стопы, поэтому гимнастику нужно начинать делать в два-три года.

Решение о необходимости гимнастики нужно принимать взвешенно. В любом случае физическая нагрузка не повредит здоровому ребенку. Кроме того, хорошо на мышцы ног действует плавание, занятия на фитболе и хождение по ортоковрикам. Не забывайте также, что у ребенка должна быть удобная обувь для прогулок, подобранная по размеру.

Лечение или наблюдение?

В большинстве случаев к возрасту 5,5 лет происходит спонтанное прекращение ходьбы на носках. Однако в тех случаях, когда дети испытывают перегрузку на суставы и мышцы нижней части спины, может потребоваться консервативная или хирургическая коррекция, что послужит профилактикой болям в спине, нарушениям осанки и появлению контрактуры голеностопного сустава.

Хирургическое лечение

Если консервативные методы лечения не дали результатов, врач может порекомендовать операцию по удлинению мышц или сухожилий в задней части голени.

После операции ребенок будет носить гипсовые повязки в течение четырех-шести недель. Затем могут быть назначены занятия физической терапией для дальнейшего развития привычки ходьбы на полную стопу.

Отдельно хотелось бы рассмотреть программу ежедневных домашних упражнений, которая направлена на растяжение задних мышц голени и ахиллова сухожилия, а также укрепление передней группы мышц для того, чтобы ребенок мог ходить с опорой на пятку. Тип упражнений зависит от возраста ребенка. Желательно выполнять упражнения в
игровой форме. Не забывайте хвалить и поощрять, если у ребенка начинает получаться.
 

Упражнения для детей в возрасте до 6 лет

Растяжение голени (тыльное сгибание / подошвенное сгибание голеностопного сустава) 

  1. Ребенок лежит на спине или сидит, придерживайте его ступню в руке. 
  2. Слегка надавите, согнув ступню вверх по направлению к голове ребенка. Как только вы почувствуете сопротивление, задержитесь на 15-30 секунд, поменяйте ноги и повторите растяжку на каждую ногу по 10 раз.
  3. Боли быть не должно, но могут быть неприятные ощущения.

Растяжение ахиллова сухожилия

  1. ребенок лежит на спине, согнув ногу в колене.
  2. вы разгибаете стопу и выпрямляете ногу вверх. Боли быть не должно, но могут быть неприятные ощущения.
  3. удерживайте в течение 15-30 сек, затем верните в исходное положение и повторите 10 раз.

Приседания на стул

  1. удерживайте ноги так, чтобы пятки были прижаты к полу.
  2. попросите ребенка садиться на детский стул и вставать, держа руки перед собой.
  3. постарайтесь повторить это упражнение в игровой форме не меньше 5 раз.

Упор у стены

  1. расположите своего ребенка примерно в 60 см от стены. Пусть обопрется о стену руками на уровне плеч.
  2. попросите шагнуть к стене левой ногой, сохраняя правое колено прямо. Убедитесь, что
  3. пятка правой ноги остается на земле. Удерживайте растяжку в течение 15-30 секунд, затем повторите 10 раз на каждую ногу.

Приседания

  1. попросите ребенка делать приседания, держа Вас за руки, спина при этом ровная.
  2. убедитесь, что пятки ног не отрываются от земли. Постарайтесь повторить это упражнение в игровой форме не меньше 5 раз.

Другие упражнения

  1. ходьба только на пятках.
  2. ходьба по наклонной поверхности.
  3. марширование на месте (следим за опорой на полную стопу).

Руки

Нередко у ребенка шелушится кожа на руках, в частности на пальцах. Обычно это происходит в таких случаях:

Время года. Чаще всего кожа на руках шелушится зимой или в холодное время года. Морозный ветер сильно сушит кожу малышей. Резкие перепады температуры приводят к утрате влаги и нежелательному шелушению.
Дефицит витаминов. Зимой и в начале весны практически у всех детей наблюдается дефицит витаминов А и Е. Кожа на руках становится тусклой, утрачивает эластичность, на ней появляется шелушение.
Чрезмерное мытье рук

Ребенка важно приучить мыть руки после прогулок, после посещения туалета или перед приемом пищи. Но в этом вопросе нельзя доходить до крайностей, чтобы частое мытье не высушило нежную кожу.
Контакты с химией

Активно провоцируют шелушение кожи рук антисептики в виде спреев, гелей, влажных салфеток, а также использование антибактериального мыла. Также к проблемам с эпидермисом может привести регулярный контакт малыша с некачественными игрушками, окрашенными с использованием агрессивных средств.

Также кожа на руках у детей шелушится при наличии аллергии, глистной инвазии, инфекции, при различных дерматозах, грибковых заболеваниях или патологиях соединительной ткани.

Факторы риска

Основными факторами риска развития болезни Осгуда-Шляттера является возраст, пол и участие в спортивных состязаниях.

Возраст

Болезнь Осгуда-Шляттера происходит во время полового созревания и роста организма. Возрастной диапазон разный у мальчиков и девочек, потому что созревание у девочек начинается раньше. Обычно болезнь Осгуда-Шлаттера развивается у мальчиков в возрасте 13-14 лет а у девочек в возрасте 11-12 лет. Возраст диапазоны отличаются от секса, потому что девочки испытывают полового созревания раньше, чем у мальчиков.

Пол

Болезнь Осгуда-Шляттера чаще встречается у мальчиков, но гендерный разрыв сокращается, так как постепенно все больше девочек занимаются спортом.

Занятия спортом

Болезнь Осгуда-Шляттера встречается у почти 20 процентов подростков, которые участвуют в спортивных состязаниях в то время, как только в 5 процентах случаев у подростков, не занимающихся спортом. Заболевание возникает в основном при занятиях такими видами спорта, где требуется много прыжков бег изменения траектории движения. Это, например:

  • Футбол
  • Баскетбол
  • Волейбол
  • Гимнастика
  • Фигурное катание
  • Балет

Когда ребенок должен стоять, вставать?

В 8 месяцев ребенок самостоятельно встает, держится у опоры и переступает с ножки на ножку. В 9 месяцев здоровый ребенок должен хорошо стоять у любой опоры. Если ребенка, мальчика, девочку держать за две ручки, то он уже уверенно переступает с ножки на ножку. В 10 месяцев ребенок в норме уже хорошо стоит, а также ходит у опоры, если держится за нее одной ручкой. Может с опорой спускаться и подниматься с невысокой лестнички. В 11 месяцев самостоятельно уверенно стоит, ходит, немного придерживаясь за опору, делает 3 – 5 шагов без опоры. В 12 месяцев (1 год) малыш самостоятельно без поддержи и опоры начинает ходить. Если Ваш ребенок укладывает в эти возрастные нормы, то никаких поводов для беспокойства у родителей быть не должно. Если ребенок отстает от этих показателей, то у него задержка моторного развития, которую нужно обязательно лечить.
 

Показания для исследования

Почему же ЭНМГ редко назначается врачами? Может быть, мало показаний для назначения исследования?

Ниже приведен список симптомов, синдромов, состояний и заболеваний, при которых может быть назначена электронейромиография.

Симптомы:

  • слабость в мышцах и/или их повышенная утомляемость;
  • непроизвольные сокращения, подергивания, судороги мышц;
  • атрофия («похудение») мышц;
  • снижение или изменение чувствительности на конечностях и/или лице;
  • /ногах, сопровождающиеся «прострелами»;
  • и/или спине;
  • нарушение потенции и мочеиспускания.

Вот неполный список заболеваний, при которых может быть целесообразно провести электронейромиографию:

  • БАС (боковой амиотрофический склероз, болезнь двигательного нейрона)
  • Диабетическая полинейропатия
  • Миастенический синдром Ламберта-Итона
  • Миастения (myasthenia gravis)
  • Миелодисплазия спинного мозга
  • Миозит и полимиозит
  • Миопатии
  • Неврит тройничного нерва
  • Мононевропатия
  • Невропатия седалищного нерва
  • Паралич Белла (невропатия лицевого нерва)
  • Плексит
  • Плексопатия
  • Полимиалгия
  • Полиневрит
  • Радикулопатия при грыже межпозвонкового диска
  • Синдром Гийена-Барре
  • Синдром запястного канала (карпальный синдром)
  • Кубитальный синдром
  • Синдром Толоса-Ханта
  • СМА (спинальные мышечные атрофии)
  • Тригеминальная невралгия
  • Туннельные синдромы
  • Фибулярный синдром
  • Хроническая воспалительная демиелинизирующая полинейропатия (ХВДП)
  • и диабетическая полинейропатия
  • Миелит, энцефаломиелит
  • Дефицит витаминов В, Е, С
  • Гипотиреоз, гипертиреоз
  • Системная красная волчанка
  • Васкулит
  • Рассеянный склероз
  • Хроническая тазовая боль
  • Нейрогенный мочевой пузырь

Как видно, список не маленький, а главное включает в себя не только чисто неврологические заболевания. Заболевания внутренних органов не редко дают осложнения в виде поражения нервной системы. К примеру, атрофический может привести к дефициту витамина группы В, тем самым спровоцировать возникновение полинейропатии или поражения спинного мозга. Ну а самый известный пример – это поражение нервов ног при сахарном диабете (диабетическая полинейропатия).

Представляется, что основной причиной малого использования ЭНМГ и ЭМГ является затруднение при интерпретации результатов врачами. Дело в том, что максимальное количество информации можно получить только тогда, когда врач, проводящий ЭНМГ, хорошо разбирается в неврологических заболеваниях и симптомах, а лечащий врач знает о всех нюансах и особенностях электромиографии. В противном случае врач-диагност может провести исследование не в полном объеме, а лечащий доктор может неверно интерпретировать результат, что приведет к постановке ошибочного диагноза.

Таким образом, диагност в любом случае должен быть еще и неврологом, в идеале обследование должен выполнять сам лечащий врач-невролог или ЭНМГ должно проводиться в том учреждении, где лечится обследуемый (в таком случае имеется обратная связь между врачом и диагностом).

Лечение патологического мышечного тонуса у детей (лечение гипертонуса, гипотонуса) в Саратове, в России

На первой консультации врач расскажет Вам, как проводится лечение, что нужно сделать, чтобы восстановить мышечный тонус, убрать высокий тонус мышц ног, где лечить такую патологию, куда обращаться, как избавиться от повышенного, высокого, гипертонуса в руках и ногах, в маленьких нежных ручках и ножках Вашего чудесного малыша, нужен ли массаж. Если ребенок не стоит на ножках, плохо стоит, на ножках, стоит на цыпочках, на кончиках пальцев ног, обращайтесь в Сарклиник.  Врач поможет Вам и Вашему ребенку.

Запись на консультации.
Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста.

Текст: SARCLINIC | Sarclinic.com \ Sаrсlinic.ru Фото: Фото 1: aporokh / Фотобанк Фотодженика / photogenica.ru Фото 2: iofoto / Фотобанк Фотодженика / photogenica.ru Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Ребенок ходит на цыпочках. Это нормально?

Да, в большинстве случаев это абсолютно нормально, если:

— ребенок здоров и хорошо развивается,

— у ребенка нет задержки в развитии,

— ребенок ходит на цыпочках периодически и может спокойно передвигаться, ставя ногу на полную стопу,

— у ребенка нет нарушения координации и не подгибаются колени во время ходьбы,

— ребенок ставит на носочки обе ноги,

— моторные навыки ребенка постоянно прогрессируют.

В том случае, если ходьба на носочках не сопровождается перечисленными симптомами, она считается идиопатической (то есть неясного происхождения). Как следует из названия, причины такого поведения неизвестны.

Дисфункция языка: как влияет на зубы

Привычка дышать ртом, в том числе во сне, приводит к усилению дисфункции языка. Ребенок начинает чаще высовывать язык (а язык – сильнейшая ротовая мышца), прикладывать дополнительные усилия и давить языком на зубы.

Что будет происходить с зубами, если развивается такая привычка?

  • Может сформироваться диастема – промежуток между передними зубами.
  • Могут нарушиться контакты зубов во фронтальном отделе, тогда появится открытый прикус – достаточно сложная для исправления патология: она наносит заметный вред состоянию зубов, так как вся нагрузка приходится на жевательные зубы в боковых отделах.

Открытый прикус у ребенка

Передние зубы могут ротироваться (поворачиваться вокруг своей оси) или образовывать протрузию – наклон вперед.

Зубы у детей достаточно податливы, так как ребенок растет, размеры его челюстей и место в ряду зубов постоянно увеличиваются. Поэтому тех усилий, которые оказывает язык, вполне достаточно для того, чтобы сдвинуть зубы, а вот вернуться назад к правильному положению самостоятельно они уже не смогут.

Еще одна проблема

Помимо ортодонтических нарушений, прибавятся трудности с произношением звуков. Логопедическая коррекция рассчитана на правильное строение зубов и функционирование языка, поэтому занятия с логопедом будут очень долгими и малоэффективными, если не устранить основную причину плохой дикции.

Наиболее распространённые симптомы сотрясения мозга у детей

Симптомы сотрясения головного мозга у детей школьного возраста практически не отличаются от таковых, которые наблюдаются во время травмы у взрослых. Ребёнок может чётко рассказать, что с ним происходило и каково его самочувствие в данный момент. Намного тяжелее заметить и идентифицировать первые признаки сотрясения мозга у ребёнка до трёх-четырёх лет, когда малыш ещё не может описать свои ощущения.

Общемозговая симптоматика, как первые признаки сотрясения мозга у детей

Самые распространённые симптомы сотрясения мозга у ребёнка — это головная боль, рвота, потеря сознания и нарушение памяти. Но такие признаки имеет не только лёгкая черепно-мозговая травма

Поэтому важно знать характеристики и особенности каждого из них

Головная боль

Головная боль при сотрясении имеет распирающий диффузный характер вследствие повышения внутричерепного давления. Иногда появляются жалобы на головокружение, которое не зависит от положения тела. У детей младшего возраста будут наблюдаться раздражительность, быстрая смена настроения, плаксивость, нарушение сна в виде сонливости днём и бессонницы ночью. Ребёнок в этот период старается избегать шума и яркого света, которые обычно усиливают головную боль.

Тошнота и рвота

Ещё одно проявление ликворной гипертензии – это тошнота и рвота, которые не зависят от факта принятия пищи. У малышей первых месяцев жизни может наблюдаться внезапное многократное срыгивание. Такая рвота не приносит облегчения, а тошнота может удерживаться до нескольких дней.

Нарушение сознания

Практически всегда сотрясение сопровождается кратковременной потерей сознания, которая обычно не превышает десяти минут. У маленьких детей этот факт может остаться незамеченным, взрослые могут подумать, что ребёнок просто на пару секунд затих. Восстановления сознания может ознаменоваться криком или плачем.

У детей школьного возраста одним из критериев сотрясения является расстройство памяти в виде антероградной, ретроградной или конградной амнезии. То есть забываются события, происходящие после травмы, до неё или само происшествие, повлекшее сотрясение, соответственно.

Симптомы сотрясения, которые обнаруживаются при детальном неврологическом осмотре

Вышеописанную симптоматику могут выявить и родители, остальные специфические признаки сотрясения мозга у детей способен определить только квалифицированный специалист при исследовании неврологического статуса маленького пациента.

Вегетативная дисфункция

Сотрясение влечёт за собой также и нарушение работы вегетативного отдела нервной системы. При этом наблюдаются следующие симптомы:

  • повышенная потливость, особенно в области ладоней и стоп;
  • бледность, или даже синюшность, дистальных отделов конечностей;
  • субфебрилитет (повышение температуры тела в пределах от 37,1 до 38С). Зачастую этот признак асимметричен: температура тела будет отличаться в левой и правой подмышечных впадинах;
  • колебание артериального давления и пульса, которые обычно выше нормы для данного возраста ребёнка;
  • «игра капилляров» — симптом, свидетельствующий о нарушении сосудистого тонуса. Проявляется резкой сменой бледности на лице на яркий румянец.

Преходящая мелкоочаговая симптоматика

Сотрясению также присуще наличие микроочаговой неврологической симптоматики, которая является следствием мелких кровоизлияний и отёка вещества мозга. Повреждения нейронов при лёгкой черепно-мозговой травме минимальны, поэтому наблюдать эти признаки возможно лишь в течение 3-4 часов с момента её получения.

К ним относят:

  • анизорефлексию, то есть асимметрию сухожильных и периостальных рефлексов;
  • горизонтальный мелкоамплитудный нистагм;
  • глазодвигательные расстройства в виде ограничения движения глазных яблок в стороны, которое сопровождается болью и двоением;
  • вестибулярную дисфункцию, проявляющуюся шаткостью во время ходьбы и в позе Ромберга;
  • снижение мышечного тонуса в одной половине тела;
  • нарушение корнеального (роговичного) рефлекса.

За подобными симптомами может скрываться более тяжёлая черепно-мозговая травма, которая является угрозой для детской жизни. Поэтому при малейшем подозрении на заболевание, немедленно обратитесь за медицинской помощью.

Патогенез мышц, делающий невозможность опуститься на полную стопу

Рассмотрим несколько вариантов деформации стоп, которые не позволяют ребенку опустится на полную стопу. В результате такие дети ходят на носочках.

На рисунке 1 представлена рентгенограмма врожденной плоско-вальгусной стопы (врожденное вертикальное положение таранной кости) у ребенка 2 лет. Патологоанатомическая картина при врожденной плоско-вальгусной деформации стоп характеризуется типичными признаками. Головка таранной кости поворачивается в подошвенную и медиальную стороны, принимая вертикальное положение. Ладьевидная кость примыкает к дорсальной поверхности шейки и головки таранной кости, формируя подвывих. Пяточная кость устанавливается в вальгусное положение, ее бугор приподнимается, а суставная поверхность поворачивается кпереди.

Рисунок 1. Рентгенограмма врожденной плоско-вальгусной стопы (врожденное вертикальное положение таранной кости) у ребенка 2 лет, боковая проекция

В результате выявленных анатомических нарушений формируется внешний облик стопы. На подошвенно-внутренней поверхности стопы появляется выпуклость, образованная головкой таранной кости, смещенной книзу и кнутри. Передний отдел стопы отведен. Ахиллово сухожилие, разгибатели стопы, передняя большеберцовая и малоберцовые мышцы напряжены. Задний отдел пяточной кости подтянут кверху, пятка недоразвита и принимает вальгусное положение. В результате резко натягивается дельтовидная связка голеностопного сустава, что ведет к появлению болей в области внутренней лодыжки. В то же время отклоненная пяточная кость упирается в нижний полюс наружной лодыжки – в этом месте также появляется боль у ребенка. По подошвенной поверхности стопы под головкой таранной кости проходит подошвенный нерв – веточка большеберцового нерва, который сдавлен головкой вертикально расположенной таранной кости.

Рисунок2. Идиопатическая ходьба на носках

При идиопатической ходьбе на носках стопа ребенка контактирует с опорой своим передним отделом стопы и не опирается на пятку. При синдроме идиопатической ходьбы на носочках у ребенка имеется гиперкинез и неуклюжесть. При синдроме идиопатической ходьбы на носочках своеобразная ходьба появляется с момента начала самостоятельного передвижения. У детей опора на передний отдел стопы носит постоянный характер в 87% случаев.

Имеется повышение тонуса мышц голени. В половине случаев наблюдается уменьшение амплитуды пассивного разгибания в голеностопном суставе. У детей с идиопатической ходьбой на носочках ходьба на цыпочках приводит к образованию эквинуса. При эквинусе во время ходьбы не происходит перекатка стопы с пятки на носок. Движение осуществляется за счет отталкивания пальцами от опоры и девиации туловища из стороны в сторону.

Когда ребенок не может опереться на задний отдел стопы, то рефлекс разгибания стопы не получается, который возникает у детей годовалого возраста при раздражении подошвенной поверхности пятки. По степени тяжести синдром идиопатической ходьбы на носочках классифицируют как легкий, средний и тяжелый.

Доктор Никонов

Еще одним видом деформации стопы является “конская стопа”.

Конская стопа

врожденное или приобретенное порочное положение стопы в фиксированном подошвенном сгибании в голеностопном суставе, один из видов контрактуры мышц сустава.

Рисунок 3. Конская стопа

Выраженность деформации стопы может быть различной: от легкой степени, когда пятка слегка приподнята над поверхностью, до тяжелой, когда ребенок при ходьбе касается земли областью плюсне-фаланговых сочленений (рис. 3). Или даже тыльной поверхностью пальцев и стопы, над которыми образуются грубые омозолелые кожные складки и слизистые сумки.

Особенности лечения болей в колене у детей

В детском и подростковом возрасте лечение остеоартроза и других патологий носит консервативный характер. Оно включает прием медикаментов, физиотерапию, лечебную физкультуру, вспомогательные мероприятия, например массаж или иглоукалывание, а также налаживание режима питания и физической активности. При необходимости подросткам назначают внутрисуставные инъекции жидкого эндопротеза, который распределяется внутри сустава и прекращает трение истонченных хрящей при остеоартрозе.

В крайне редких случаях избавиться от боли в колене можно только хирургическим путем. К операциям прибегают:

  • если кости или сустав сильно деформированы;
  • если в суставе есть киста или абсцесс;
  • в других сложных случаях, которые не поддаются консервативному лечению.

Комплексная терапия под контролем хорошего специалиста помогает быстро избавиться от боли в колене, снять воспаление и отечность, если они есть, а также улучшить кровообращение в ногах. Задача ортопеда – помочь детскому организму нормально развиваться, несмотря на сбои, усилить местный иммунитет и восстановить естественное строение сустава. Современные методики позволяют решать самые сложные проблемы со здоровьем. Главное условие – максимально раннее обращение!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector