Этапы развития новорожденного малыша по неделям после родов: календарь от рождения до 1 года

Содержание:

Развитие девочки в 3 месяца

В три месяца время сна уменьшается до 15 часов, а это значит, что ребенок стал больше бодрствовать, он стал более активным

Малышка пока еще не обращает внимание на игрушки, ей интересно свое тело и она с удовольствием его изучает, разглядывает свои ножки и ручки, пробует на вкус, трогает ручками свое личико. Вы можете заметить, что ваша девочка стала больше улыбаться, ей все интересно, она подолгу разглядывает предметы в комнате, мамино лицо, прислушивается к звукам, разговору. Теперь ей совсем не нравится оставаться одной, поэтому как только вы отходите от кроватки, сразу крики

Теперь ей совсем не нравится оставаться одной, поэтому как только вы отходите от кроватки, сразу крики.

В три месяца желательно как можно чаще переворачивать малышку на животик, это поможет ей избавиться от образовавшихся в животике газов и она научится поднимать и держать головку. В три месяца девочка умеет:

  • лежа на животе, держать голову не меньше 20 секунд;
  • поворачиваться со спины набок;
  • улыбаться, также она узнает родителей и близких;
  • криком и плачем выражать недовольство;
  • распознавать источник света и звука;
  • если мам держит малышку над твердой опорой, она отталкивается ножками.

Подробнее о том, что должна уметь девочка в 3 месяца…

Центильные таблицы и их расшифровка

Принято считать, что за год ребенок вырастает на 25 сантиметров, его рост соответствует возрасту, а вес росту. Когда крохе исполняется год, он весит в среднем 10 кг, причем вес считается нестабильным показателем и зависит от многих факторов (отсутствие аппетита, нарушение сна, болезнь и т. д.). До достижения четырехмесячного возраста окружность головы малыша должна больше окружности груди на пару сантиметров. После 4 месяцев окружность груди всегда будет больше окружности головы.

В статье мы будем ссылаться на центильные таблицы, которые содержат нормы физического развития ребенка до года: ими руководствуются педиатры. Они показывают распределение большого количества осмотренных детей по физическим показателям роста, веса, окружности головы и груди.

Физическое развитие оценивается в соотвествии с возрастом так:

  • С отставанием от нормы — показатели в пределах 3-10 центиля.
  • Соответствующее возрасту — все антропометрические показатели находятся в пределах 25-75 центиля.
  • Опережающее — показатели в пределах 90-97 центиля.

Центили в таблицах ниже расшифровываются следующим образом:

  • До 3 центилей — показатели здоровых детей в 3% случаев. Требуется обследование или консультирование врача.
  • 3-10 центилей — встречаются у здоровых детей в 7 % случаев. Рекомендуется консультирование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития.
  • 10-25 центилей — встречаются у здоровых детей в 15 % случаев.
  • 25-75 центилей — встречаются у здоровых детей в 50 % случаев.
  • 75-90 центилей — встречаются у здоровых детей в 15 % случаев.
  • 90-97 центилей — встречаются у здоровых детей в 7 % случаев. Рекомендуется консультирование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития.
  • Более 97 центилей — встречаются у здоровых детей в не более чем 3 % случаев. Требуется обследование или консультирование врача.

Физическое развитие грудного ребенка индивидуально в каждом конкретном случае, но родители должны внимательно наблюдать за малышом и при малейшем беспокойстве обращаться к врачу за консультацией. Только доктор сможет правильно определить уровень физиологического развития ребенка до года.

Нормальное развитие ребёнка от шести месяцев до года

Примерно к полугодовалому возрасту нормальное развитие ребёнка предполагает хватание им в руки всего, что оказывается в поле его досягаемости, при этом он тянет все предметы в рот. И пусть родители не беспокоятся по этому поводу: вкус — ещё один способ познания нового для малыша мира, который очень важен для нормального развития ребёнка. Так что препятствовать подобным «исследованиям» ни в коем случае не рекомендуется, но следить за тем, чтобы в руках ребёнка не появилось то, что он может проглотить или что-то опасное для него — крайне необходимо.

Пятый месяц — шестой месяц

В возрасте приблизительно пяти месяцев ребенок свободно поворачивается на бок, а также садится, опираясь при этом на свою руку. Он достаточно уверенно хватает игрушку, лёжа на спине.

Седьмой месяц

В общении с взрослыми появляется немало эмоций, движений и первых речевых реакций: разнообразные гласные, простые слоги. Малыш уже совершенно по-разному реагирует на своих маму и папу, близких родственников, чужих людей.

Восьмой месяц

К 8-ми месяцам у ребёнка в некоторой степени уже развиты реакции равновесия: малыш при помощи рук самостоятельно начинает садиться. Немало времени он проводит в положении лёжа на животе, опираясь на предплечья и смотря точно вперёд. Это положение оптимально для ползания, в котором пока не участвуют ноги. При поддержке малыш может некоторое время стоять, сначала на носочках, позже на полной стопе

Ребёнок начинает понимать смысл обращений к нему, сам пытается привлечь к себе внимание, различает членов семьи, подолгу сидит на полу, играя с игрушками, перекладывая их и рассматривая. Негативная реакция на чужих – вполне естественна для нормального развития ребёнка в этом возрасте

Уже сейчас можно заметить чёткие положительные и негативные интонации в детском лепете.

Девятый месяц

К 9 месяцам или чуть позже ребёнок ползает уже на четвереньках, появляется неплохая координация движений. Теперь уже трудно уследить за быстрыми перемещениями ребёнка по дому, вдобавок он тянет в рот, всё, что видит

Очень важно обезопасить квартиру от вездесущего маленького человека

Десятый месяц

К 10 месяцам малыш уже стоит на ногах, держась за опору обеими руками. Он подражает жестам и движениям взрослых, собирает игрушки, которые разбросал, достает их из ящика, умеет брать мелкие предметы при помощи двух пальцев, может найти любую игрушку по просьбе родителей и так далее. С радостью играет в простые игры вроде «ладушек» или «пряток». Ребёнок понимает родительские запреты, повторяет простые слова типа «мама», папа», «баба». Он начинает выражать свои эмоции с помощью голоса, многократно повторяет одни и те же слоги.

Одиннадцатый месяц

К годовалому возрасту, а иногда и чуть раньше дети уже умеют самостоятельно стоять, у них появляется походка. Малыш ступает по полу, держась одной рукой за мебель, приседает, чтобы взять что-нибудь с пола и вновь встаёт, чтобы продолжить путь. Может начать ходить один. По началу, эти действия сопровождаются наклоном туловища вперёд, ноги широко расставлены и полусогнуты. Походка станет более уверенной и лёгкой по мере формирования реакций координации.

Ребёнок начинает останавливаться, смотреть по сторонам, оборачиваться, сохранять равновесие при наклонах за игрушками. В тоже время ребенок начинает пытаться самостоятельно есть, легко удерживая ложку в руке, а также пить, держа чашку обеими руками. Малыш изучает части своего тела и учится указывать на них по просьбе взрослого, с удовольствием выполняет маленькие поручения родителей и уже умеет кивать головой в знак согласия или несогласия.

Двенадцатый месяц

В 12 месяцев словарный запас малыша имеет уже несколько слов. Правда, если ребёнок все ещё не выговаривает целые слова — нее беспокойтесь. Развитие речи сугубо индивидуально из-за сложности данной психической функции. Обычно девочки начинают говорить на несколько месяцев раньше мальчиков. Малыш учится говорить отдельными словами и короткими фразами от года до двух лет, далее речь становится сложнее и совершеннее.

Этапы развития речи у ребенка

Как подготовить ребенка к детскому саду

Как научить ребенка считать примеры в пределах 10

Как научить ребенка читать

Учим цвета

Сенсорные системы

Уже к 3-4 месяцам зрительные и слуховые способности младенцев почти не отличаются от способностей взрослых людей. К этому возрасту ребенок, как правило:

  • Свободно следит за предметами;
  • Способен длительно сосредоточиваться при разглядывании;
  • Совершает инициативные движения глаз (активно ищет объект для рассматривания);
  • Различает большинство цветов (к 6-7 месяцам почти все цвета);
  • Правильно связывает слуховые и зрительные впечатления (поворачивает голову и отыскивает глазами источник звука).


Что видит младенец с рождения до года
Как младенец видит цвета в 6 и 9 месяцев

Новая задача зрения — направлять и регулировать поведение, так что формирование самостоятельных движений происходит под контролем зрения. Ребенок к 4 месяцам проявляет активный интерес к своим рукам. Долго рассматривает игрушки и приближает к ним руки, обхватывает их, тянет в рот.

Органы чувств ребенка в первый месяц жизни

Наиболее важными органами чувств для ребенка являются зрение и слух. И речь идет не только о способности новорожденного контактировать с окружающим миром через звуки и визуальный ряд. Внешняя среда, воздействуя на слух и зрение малыша, стимулирует его умственное и физическое развитие. На первом месяце жизни ребенка все органы чувств отличаются более или менее выраженными особенностями.

  • Вкус. Вкусовые рецепторы у новорожденного развиты достаточно хорошо, и основные «раздражители» он идентифицирует так же, как взрослый. Например, при попадании на язык подслащенной воды ребенок не проявляет никаких особенных реакций. А при добавлении в воду кислого яблочного или лимонного сока малыш может демонстрировать признаки неудовольствия – морщиться, пытаться вытолкнуть языком неприятную на вкус жидкость.
  • Обоняние. Умение определять запахи играет важную роль в жизни новорожденного, особенно в первые дни и недели жизни, когда остальные органы чувств еще неразвиты. Именно благодаря обонянию ребенок узнает мать, безошибочно находит грудь, отказывается от кормления, если чувствует неприятный запах (например, если мать обработала сосок мазью для заживления трещин или антисептиком с лекарственным запахом).
  • Осязание. Кожа новорожденного очень чувствительна к воздействию механических и термических раздражителей, но при этом количество рецепторов распределено неравномерно. Так, ребенок более активно реагирует на прикосновения к ладоням, стопам, лицу и не настолько выраженно – при поглаживании спины и живота. Кроме того, температура окружающей среды также вызывает определенные реакции. При некомфортной температуре ребенок проявляет признаки беспокойства, становится вялым, его кожа бледнеет или краснеет и пр.
  • Зрение. В первые недели жизни зрение ребенка не отличается остротой. Хотя новорожденный жмурится при ярком свете, а его зрачки расширяются и сужаются в зависимости от интенсивности освещения – это рефлекторные реакции, управляемые нервной системой. На самом деле изображения в поле зрения новорожденного выглядят размыто и нечетко, а определять конкретный объект малыш сможет только через 10–12 дней после рождения. Но и в этом случае фиксировать предмет взглядом он еще не умеет – малыш сможет только следить за движением объекта или за источником света. Еще одна особенность зрения новорожденного – рассогласованное движение глаз, когда они направлены в разные стороны. Это часто вызывает беспокойство у родителей, которые предполагают у ребенка наличие косоглазия. Но такой «блуждающий» взгляд – естественное явление, и к концу первого месяца после рождения (в норме через 4–8 недель) движения глаз малыша приобретают согласованность.
  • Слух. Слух – еще одна распространенная причина беспокойства родителей, которые не наблюдают выраженной реакции у новорожденного ребенка на звуки. Но слух малыша уже «натренирован» во время внутриутробного развития, в течение которого он воспринимал фоновые шумы и успел привыкнуть к ним. Благодаря этому в первые месяцы после рождения внешние звуки редко вызывают у малыша выраженные реакции. Кроме того, слуховой нерв у новорожденных развит недостаточно, и ребенок еще не воспринимает «взрослый» спектр акустических волн: более высокие звуки он слышит лучше, низкие – хуже.

Как помочь своему ребенку?

У всех основных периодов развития вашего малыша есть кое-что общее: на каждом этапе ваши сын или дочь нуждаются в своих родителях. Родителям нужно понимать, что поведение ребенка связано с развитием психики, гормональными изменениями. Существует несколько кризисных периодов, когда ребенок меняется. Не нужно думать, что он просто плохо себя ведет или хочет разозлить вас. Перемены происходят незаметно даже для него самого. Психическая деятельность малыша усложняется, а мир вокруг меняется.

С вашей стороны важно понимание

Да, нельзя все его шалости, агрессию и плохое поведение поощрять или не обращать внимание на них. Для ребенка это вредно

Но не стоит и вам быть с ним агрессивными, бить, кричать. Старайтесь понять, что же сейчас происходит с вашим крохой. Ему хочется быть более самостоятельным? Самому научиться держать ложку или пить из чашки? Тут нет ничего плохого. Помогите ему, покажите, научите. Это даст возможность вам в будущем построить нормальные, здоровые отношения с ребенком.

1 неделя

На первой неделе жизни развитие ребенка заключается в адаптации к самостоятельной жизни. В родах мама и малыш испытывают огромный стресс. Теперь новорожденному нужно самостоятельно питаться, дышать, вокруг появляется больше новых звуков и образов.

Первая неделя после рождения — самая волнительная для мамы и малыша

Новорожденному ребенку сейчас, как никогда, нужна мама рядом. Частые прикладывания к груди и тактильный контакт дают ему почувствовать себя в безопасности, дарят ощущение близости и единения.

Прикладывание к груди

Частое прикладывание полезно не только ребенку, но и маме. Через несколько дней после родов молозиво сменится на молоко и частые прикладывания способствуют выработке пролактина. Также они стимулируют выработку окситоцина, который стимулирует сократительную активность матки.

Желтушка

На первой неделе жизни у малыша может появиться незначительная желтушка. Это нормальное явление, которое в большинстве случаев не требует специального лечения. Пожелтение кожных покровов обусловлено повышенной выработкой билирубина и не связано с грудным вскармливанием.

Кулачки малыша в этот период сжаты. Это естественный гипертонус мышц, который пройдет ближе к 3-4 месяцам. Стул ребенка в первые дни может быть черно-зеленым — это выходит меконий. Позже он меняет консистенцию на менее плотную, а цвет — на желтый.

Возрастные нормы развития ребенка-дошкольника

К дошкольному возрасту относится период от трех до семи лет. Именно в этот период происходит закладка личностных качеств характера малыша, и формируются личностные механизмы поведения. Чаще всего он старается быть похожим на собственных родителей. Ребенок остро нуждается в общении со сверстниками.

От трех до семи лет у ребенка происходит активное развитие всех психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления и пр. Малыш готовится к школе, практикует выполнение различных заданий, учится брать на себя ответственность и выполнять посильные обязанности в семье.

Дети в этот период способны логически мыслить и делать верные умозаключения.

Важным этапом развития и возрастной особенностью ребенка-дошкольника является кризис 6-ти лет. У ребенка преобладает демонстративная форма поведения, его настроение неустойчивое, негативные и радостные эмоции быстро сменяют друг друга, ребенок часто манерничает и кривляется. Также в этот период происходит быстрый рост ребенка, он вытягивается, изменяются пропорции тела, заменяются молочные зубы.

Ребенок в этом возрасте знает:

  • геометрические фигуры;
  • различия предметов по цвету и форме;
  • понятия длины, высоты и величины;
  • математические знаки, числа и буквы;
  • счет до 10 и обратно.

Также ребенок способен легко находить лишние предметы, составлять рассказ по картинке, вести монолог и диалог.

Полезные советы

Малыш растет и его потребность в еде увеличиваются. Если вы чувствуете, что количество грудного молока уменьшается, и ребенок не наедается, чаще прикладывайте малыша к груди. Это позволит наладить лактацию. Попробуйте фитосборы, рекомендуемые для этой цели. Пейте больше теплой, но не горячей жидкости. Любительницам кофе, который в период кормления запрещен, альтернативой привычному напитку может стать цикорий. Это и полезно, и вкусно.

Во время кормления некоторые дети и засыпают на груди. Прежде, чем убрать кроху от себя, убедитесь, что ребенок уже не пьет молоко, а просто сосет – по привычке. Чтобы бережно вынуть сосок изо рта малыша, аккуратно, но настойчиво приложите к уголку детского ротика кончик вашего мизинца. Разумеется, руки при этом заранее должны быть вымыты.

Наблюдайте за состоянием ребенка после кормления. Воздух, который кроха проглотил во время еды, выходит во время срыгивания. Если малыш срыгивает не часто и объем массы не больше одной столовой ложки – все в норме. Но если срыгивания частые, обильные и «фонтанирующие» – необходимо обратиться к педиатру.

Эмоциональное и психическое развитие месячного ребенка

Нормальное психическое развитие ребенка в 1 месяц напрямую зависит от эмоционального фона, в котором растет маленький человек. Надо сказать, что младенцы очень хорошо чувствуют настроение мамы, любые эмоции моментально отражаются на его психологическом самочувствии.

Раздражение, усталость, расстройство самого важного человека приносит ребенку дискомфорт, и единственный способ «выплеснуть» его – это разразиться плачем. Плач – это единственный сигнал, который в состоянии подать кроха, если его что-то беспокоит

Когда в семье спокойно и тихо, малыш чувствует себя в безопасности, а значит, нормально развивается

Плач – это единственный сигнал, который в состоянии подать кроха, если его что-то беспокоит. Когда в семье спокойно и тихо, малыш чувствует себя в безопасности, а значит, нормально развивается.

Особенности эмоционального развития ребенка в 1 месяц заключаются в том, что малыш начинает подавать знаки – когда он чем-то недоволен и радоваться, когда ему все нравится.

К концу первого месяца появляется много новых звуков, кроха начинает по-особенному реагировать на появление близких людей: улыбаться и даже смеяться.

Причины выделения этапов развития ребенка

В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ. Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды. На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.

Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.

Развитие ребенка с рождения: новорожденный ребенок

В разные периоды жизни малыши развиваются разными темпами. Если брать период от 0 до 12 месяцев, то этапы развития новорожденных (младенцев до 1 месяца) исчисляются днями, неделями. Важная отличительная особенность этого периода – более высокое развитие слухового и зрительного восприятия по сравнению с двигательным. Что касается эмоциональных реакций, то они всегда отрицательные, но именно поэтому мама может понять, когда с ребенком что-то не так (он мокрый, хочет кушать, болит животик и т.д.)

Первые 10 дней жизни

Родители интересуются, когда дети начинают видеть и слышать. Так вот, новорожденный ребенок уже в первые дни своей жизни:

  • реагирует на резкие звуки вне поля его зрения (мигает, вздрагивает);
  • пытается следить за движущимся предметом на расстоянии до 40-50 см от лица;
  • выполняет немного заторможенные, не плавные (скачкообразные) движения.

С 10 по 20 день жизни

  • малыш на несколько секунд фиксирует взгляд на неподвижном предмете, находящемся в поле зрения (не более 50 см от глаз);
  • сосредотачивается на громком звуке (замирает на 10-15 секунд).

В 4 недели (1 месяц)

  • ребенок уже плавно следит за движущимся в поле зрения предметом;
  • может долго прислушиваться к голосам взрослых, звукам, издаваемым погремушкой;
  • реагирует улыбкой на обращение родителей;
  • несколько секунд (5-20) удерживает головку приподнятой в положении лежа на животе;
  • в ответ на обращенную к нему речь пытается издавать звуки.

Слух

Каждая неделя приносит новые изменения. Совсем недавно он почти ничего не слышал, напрасно вы боролись за полную тишину во время сна. 3 недельный карапуз различает многие звуки, а незнакомые звуки настораживают младенца, заставляют замирать, прислушиваться. Новые, особенно громкие звуки, могут обеспокоить, возбудить малыша. Успокойте его, возьмите на ручки, погладьте, тихонько поговорите.

Он различает голоса, в первую очередь, голос мамы. Ребенок знает этот голос с утробы, а к трем неделям он отличает его от других голосов.

Развитие слуха и слуховых реакций зависит не только от природных данных

Ласковые разговоры, агуканье, песенки, стишки привлекают внимание малыша, развивают его слух

Особенные умения месячного ребенка

Развитие детей не может и не должно быть идентичным: они учатся новому и приобретают навыки с разной скоростью. Но, рассмотрев особенности развития ребенка в 1 месяц, можно выделить моменты, которые должны проявляться в развитии каждого малыша:

  1. удерживание головы, приподнимание ее из положения лежа на животе;
  2. поиск источника звуков, прислушивание к ним и умение различать мамин голос среди прочих;
  3. вздрагивание от резкого или слишком громкого звука;
  4. наблюдение за яркими предметами, а позже – за лицами людей;
  5. схватывание и удержание маминого пальца или игрушки;
  6. «гуление», способность к эмоциональному отклику на ласковый голос мамы.

Маленькие достижения

  • Умение поднимать голову из положения лежа на животе. Вначале это буквально сантиметр и пару секунд. Но если внимательно наблюдать, то можно заметить, что с каждым днем высота и длительность удержания головы будут возрастать. Стимулом для развития становится частое выкладывание в положение лежа на животе;
  • Изменения во взгляде. Взгляд месячного малыша изменяется. Он становится более осмысленным. Иногда, рассматривая лица мамы, кроха напоминает маленького философа. Развитие зрительных центров позволяет из мутного пространства, которое окружало ребенка после рождения, выделять отдельные элементы и черты, видеть яркие цвета и запоминать их. Чтобы помочь своему чаду, старайтесь еженедельно менять гирлянду и игрушки в кроватке, чаще играть с погремушками над малышом, водя их из стороны в сторону, давайте возможность видеть, как вы разговариваете с крохой, улыбаетесь ему, поете;
  • Новые звуки. Постепенно, кроме крика, малыш учится произносить другие звуки. Это зачатки «гуления». Именно их этого странного и милого произношения в будущем появятся слова;
  • Стремление удержать голову. Месячный карапуз, когда его берут на руки, стремится самостоятельно удержать голову и повернуть ее в нужном направлении. При интенсивных занятиях и массаже, к 2 месяцам это умение будет уже уверенным, малыш сможет осваивать новые двигательные навыки;
  • Улыбка. Первая осознанная улыбка маме происходит именно в этом возрасте. Ранее это были неконтролируемые движения, а теперь реакция;
  • Захват и удержание. Следуя за врожденным хватательным рефлексом, дети от 1 до 2 месяцев учатся не только руководить своим телом, но и совершать манипуляции с предметами. Настоящая победа, когда карапузу удается самостоятельно скоординировать свои движения и достать интересующий его предмет.

Возможные проблемы в первый месяц жизни

К возможным сложностям первого месяца жизни можно отнести следующие:

  1. Плохо заживает пупочная ранка. Если она продолжает мокнуть, об этом нужно сообщить педиатру. Возможно, потребуется дополнительная обработка подсушивающими средствами — Банеоцином, Ксероформом.
  2. Пупочная грыжа. Проявляется из-за слабости мышц пресса и их физиологичного диастаза. В норме проходит самостоятельно к 3-4 месяцам.

Так выглядит пупочная грыжа

Специальный массаж помогает укрепить пупочное кольцо и уменьшить грыжу. Проводить массаж нужно аккуратно, не прилагая больших усилий, чтобы не травмировать нежную кожу ребенка.

Посмотрите видео о массаже животика при пупочной грыже:

  • Желтушка. Если в течение первых двух недель желтизна кожных покровов не спадает, нужно сдать кровь на билирубин. При повышенных показателях педиатр назначает специальные процедуры и прием препаратов, которые помогают снизить уровень фермента в крови.
  • Шелушение кожи. Абсолютно нормальное явление, которое все равно заставляет нервничать родителей. В первый месяц происходит интенсивное обновление клеток, что и сопровождается шелушением. Для увлажнения кожи можно использовать легкие лосьоны для новорожденных. В составе таких средств не должно быть минерального масла, искусственных отдушек и ароматизаторов.
  • Акне новорожденных. Проявляется из-за изменения гормонального фона. Возникновение акне не требует применения специальных средств и проходит самостоятельно.

Акне новорожденных

  • Белые точки на лице, которые возникают из-за закупорки сальных желез. Они также не требуют специального лечения и проходят самостоятельно.
  • Колики. Процесс созревания ЖКТ не всегда проходит незаметно для ребенка и родителей. При коликах помогает специальный массаж, выкладывание на животик, применение теплой пеленочки или грелки. В некоторых случаях также помогает применение укропной воды, препаратов фенхеля, ветрогонных средств.

Видео с массажем от колик:

Развитие ребенка после рождения — невероятный и интересный процесс. Малыш меняется буквально на глазах, осваивая новые навыки, удивляя мимикой и разнообразными реакциями на окружающий мир. Этот период очень важен для родителей, именно от него зависит дальнейшее здоровье и благополучие малыша.

Частые проблемы в 4 недели и как их решать

Существует ряд проблем, которые возникают у большинства малышей. В основном они касаются ЖКТ – срыгивания, газики. Эти проблемы возникают из-за заглатывания воздуха в процессе кормления – малыш плачет, поджимает ножки к животу.

В этом случае можно сделать легкий массаж – совершить круговые движения вокруг пупка по часовой стрелке, а также дать специальные лекарственные средства – Укропную Воду, Эспумизан, Боботик или другие.

В случае искусственного вскармливания необходимо тщательно изучать состав смеси и подбирать наиболее адаптированные к грудному молоку по-составу. Наиболее частой проблемой в связи с кормлением смесями являются расстройства желудка и аллергические реакции.

Молочница

Появление небольшого налета на слизистой рта может быть спровоцировано молочницей. Чтобы ее устранить нужно тщательно обработать все игрушки, предметы и бутылочки кипятком, а также протирать ротик бинтиком, смоченным в неконцентрированном растворе пищевой соды. В данной ситуации обязательно необходимо обращение к специалисту и выполнение его рекомендаций.

Раздражение на попе

Малыши часто страдают от появления покраснений и высыпаний вследствие использования неподходящих подгузников. В данной ситуации средства гигиены необходимо сменить на другие, а малыша подольше оставлять без одежды. Мази могут значительно облегчить состояние ребенка – Бепантен, Судокрем и прочие средства, которые разработаны для детей и способствуют заживлению кожи.

Развитие ребенка в 3 месяца

На 3 месяце жизни малыш продолжает изучать мир вокруг. Теперь он может задерживать взгляд на интересующих его объектах до 30 секунд. Кроме того ребенок уже умеет поворачивать голову и наблюдать за движущимися предметами.

Малыш учится реагировать на звуковые раздражители. Если он услышит звук на расстоянии менее метра от себя, то вы можете заметить, как все тело замирает на несколько секунд (идет анализ поступившей информации), а затем голова начинает вертеться из стороны в сторону, чтобы обнаружить источник шума.

В этом возрасте ребенок уже способен устанавливать элементарную причинно-следственную связь: он начинает понимать, что голосом может привлечь внимание, сообщить о дискомфорте или голоде. Некоторые родители начинают классифицировать виды плача и его посыл:

  • Внезапные рыдания на высоких нотах говорят о боли и телесном дискомфорте.
  • Тихие всхлипывания, которые быстро набирают громкость — скорее всего ребенок проголодался.
  • Плач, который сопровождается потиранием глаз и беспокойными движениями, сообщает о том, что малыш хочет спать.

Нормы роста и веса мальчиков и девочек до 1 года

Но нужно учитывать, что на физическое состояние ребенка влияют такие факторы:

  • срок появления на свет (вес и рост недоношенных детей меньше, чем у тех, что родились вовремя);
  • половая принадлежность (мальчики рождаются крупнее девочек).

Нормы параметров тела детей до года по месяцам приведены в таблице.

Возраст в месяцах Рост, см Вес, кг Окружность головы, см Окружность грудной клетки, см
девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики
49 50 3,2 3,3 33,9 34,5 33,9 35,0
1 54 55 4,2 4,4 36,5 37,3 36,0 36,3
2 57 58 5,1 5,5 38,3 39,1 38,1 39,0
3 60 61 5,8 6,3 39,5 40,5 40,0 41,3
4 62 64 6,4 7,0 40,6 41,6 41,8 42,8
5 64 66 6,9 7,5 41,5 42,6 43,0 44,3
6 66 68 7,3 8,0 42,2 43,3 44,3 45,4
7 68 70 7,7 8,3 42,8 44,0 45,0 46,4
8 69 71 8,0 8,7 43,4 44,5 46,0 47,2
9 70 72 8,3 9,0 43,8 45,0 46,7 47,9
10 72 73 8,5 9,2 44,2 45,4 47,3 48,3
11 73 75 8,8 9,4 44,6 45,8 47,7 48,7
12 74 76 9,0 9,7 44,9 46,1 47,7 49,0

Незначительные отклонения от нормы не должны сильно пугать родителей. Каждый ребенок индивидуален, на его рост и развитие влияет наследственный фактор. Большое значение имеет отношение и забота близких.

Причинами плохого набора массы тела и задержки в росте могут быть:

  • нерациональное, несбалансированное питание;
  • недоедание;
  • отсутствие режима;
  • наличие патологий (врожденных и приобретенных);
  • степень активности малыша.

Стул и срыгивания

Частота стула напрямую связана со способом кормления:

  • При грудном типе вскармливания ребенок какает 2-8 раз в сутки (см. также: режим кормления ребенка по месяцам). Цвет кала при этом желтый, кашицеобразный с запахом масла и молока.
  • При искусственном вскармливании стул у крохи более твердый и темный. От смеси цвет испражнений становится коричневым или с горчичным оттенком, а запах характерно неприятным. Какает малютка в 2 раза реже, чем при грудном вскармливании.

Материнское молоко дает крохе все необходимые вещества для полноценного развития, поэтому вопрос питания для кормящей мамы является приоритетным. Все, что мама не получит из еды, ребенок возьмет из ее организма

Крайне важно восполнять потери кальция и витамина D, которые необходимы для здоровья ногтей, зубов и волос

Когда малютка плохо какает или страдает от колик, чаще выкладывайте его на животик и массируйте его по часовой стрелке. Неплохо помогает способ выкладывания малютки себе на живот, тоже животиком, под который подкладывают теплую пеленочку. Покормив ребенка, следует подержать его немного вертикально, чтобы дать возможность выйти лишнему воздуху. Одним из советов специалистов является выполнение велосипеда. Для этого малыша кладут на спинку, колени прижимают к животику, а затем ножки распрямляют. Ближе к 3-4 месяцам такие явления пройдут сами собой.

Уже со второй недели жизни и примерно до возраста 6 месяцев крохи часто срыгивают. Явление характерно для деток, кушающих мамино молоко, и для тех, кто находится на смеси. Это связано с незрелостью нижней части сфинктера пищевода, что приводит к выводу молока в ротик, при этом захватывается и часть воздуха из желудка.

Приведем характеристику срыгиваний после молока или смеси:

  • происходят сразу после приема пищи;
  • небольшие по объему;
  • без примеси желчи;
  • однократные;
  • самочувствие у него при этом хорошее.

При наличии перечисленных выше признаков беспокоиться не следует. Явление это временное и пройдет само собой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector