Кризис трех лет: симптомы, трудности периода

Особенности психического развития и мышления у детей с умственной отсталостью

Любой ребенок с умственной отсталостью отличается от другого с таким же диагнозом, в силу того, что каждый имеет свои особенности работы мозга, незрелость или дефицитарность его структур и отделов, а так же сохранных звеньев.

Л.С. Выготский считал, что первичным дефектом умственной отсталости выступает инертность, тугоподвижность основных нервных процессов, а так же слабость ориентировочной деятельности, лежащей в основе пониженной активности ребенка и отсутствии интереса к окружающему миру. Вторичным дефектом является недоразвитие высших психических функций. В свою очередь, при попадании ребенка в условия неадекватной обучающей и воспитательной среды, возникают возможности для развития дефекта третичного уровня, а именно нарушений поведенческих и особенностей эмоционально-волевой сферы.
Кроме этого, можно выделить следующие особенности:

  • Большинство авторов доказывают, что познавательные расстройства у таких детей заключаются в трудностях формирования понятий и обобщений, затруднении абстрактного мышления;
  • Ребенок с умственной отсталостью плохо обучаем, ему с трудом дается восприятие любой новой информации;
  • По мере взросления ребенка ко всему вышесказанному присоединяется бедность кругозора, поверхностность мышления.

Что такое кризис 3 лет?

Ребенок взрослеет, психика развивается, внутри происходят изменения, с которыми самостоятельно он справиться не может.

Часто взрослые люди не могут держать себя в руках, проявляя ярость, агрессию. Тогда что говорить о ребенке: психика, взгляды на жизнь и понимание её принципов в маленькой голове еще не сформировались.

У одних детей кризис проходит без ярко выраженных симптомов, другие проявляют чрезмерную агрессию, непослушание и бунт.

Почему наступает кризис трех лет у ребенка, каковы причины:

Самая главная причина – взросление маленького члена семьи;

Хотя он – все еще беззащитная кроха, самому себе ребенок таким не кажется.

Самостоятельность проступает со всех сторон: малыш хочет сам одеваться, сам переходить через дорогу, не держась за родительскую руку, играть, как ему нравится и т.д.

Воспитание.

Чрезмерная опека, постоянные ограничения, не предоставление самостоятельности в пределах его развития, вызывают бурю негодования у подросшего малыша.

Но сам кризис не имеет четких границ, может начаться и намного раньше – в 2,5 года или чуть позже, в 3,2 года.

«Сколько длится кризис 3 лет у ребенка?» – встает логичный вопрос. Тут все зависит от:

  1. родителей, согласованности их действий;
  2. от характера ребенка (некоторые дети могут более ярко проживать этот период. Читайте, к примеру, статью Ребенок-холерик>>>);
  3. выбранной методики воспитания;
  4. какие усилия прикладывают близкие, чтобы помочь маленькому человечку.

Как правило, родителей интересует вопрос: «Когда заканчивается кризис 3 лет у ребенка?».

При правильно выбранной методике поведения «равновесие любви и требовательности», этот период негативизима и сопротивления длится не более 1-2 месяцев.

Меня очень расстраивает, что некоторые  психологи говорят о сроке в 1-2 года. Это тогда не кризис, а непроходящая проблема воспитания.

Чтобы научиться правильно общаться с подрастающим ребенком и умело преодолевать спорные моменты воспитания, смотрите интернет-курс Послушание без криков и угроз>>>

Кризис одного года – «младенческий»

Возрастной кризис в дошкольный период – это естественный процесс, который необходим ребенку для дальнейшего развития и становления личности. Его можно назвать переходом на новую ступень возможностей и самостоятельности.

Первый пиковый момент наблюдается в период с 9 месяцев до полутора лет. У ребенка в этот период не только увеличивается круг потребностей, но и происходит первое осознание себя как отдельной личности. Малыш может самостоятельно, без помощи мамы передвигаться, удовлетворять ряд потребностей.

Проявления кризиса 1 года:

  • Самостоятельность и многозадачность – малыш осваивает множество движений, сам ходит, берет и переносит предметы, пьет и ест, следовательно, у него появляется масса целей по изучению внешнего мира.
  • Реакция на запреты – появляются аффективные действия (крик, плач, топанье, касания), всеми доступными средствами ребенок пытается манипулировать взрослыми с целью удовлетворения своих желаний.
  • Противоречивые стремления усиливают привязанность к матери, с одной стороны он многое может самостоятельно, с другой – нуждается в помощи взрослых.
  • Формирование ситуативной детской речи.

Чем могут помочь родители?

Прежде всего не создавать множество запретов. Необходимо позволять ребенку проявлять самостоятельность, но в то же время следить, контролируя безопасность. Стараться объяснять и показывать малышу устройство окружающей среды

Для родителей важно проявлять спокойствие и терпение. Криками и запретами вы только усугубите аффективное поведение маленького человека

Чего родителям делать нельзя

  • Постоянно ругать ребенка. Делать это в кризисе легко, но хвалить его за успехи и хорошее поведение необходимо;
  • Хотеть невозможного. Неразумно всерьез требовать, чтобы трехлетка радостно бежал в детский сад или спокойно сидел в самолете на протяжении нескольких часов;
  • Ограничивать самостоятельность. Даже если ребенок сделает то, что хочет, медленно и плохо, это станет для него отличным уроком;
  • Постоянно критиковать за неудачи, особенно в том, чего малыш пытается добиться сам;
  • Всегда настаивать на своем — это только тренирует упрямство ребенка;
  • Проявлять насилие. Любого ребенка можно «сломать» и добиться от него полного послушания, но это губительно скажется на его развитии;
  • Постоянно менять правила и требования, противоречить друг другу в вопросах воспитания;
  • Использовать сложные термины и категории — например, взывать к совести или чести трехлетки;
  • Задабривать и подкупать ребенка, чтобы отвлечь его от истерики.

Кризис 3 лет может стать настоящим испытанием для ребенка и родителей, но он обязательно закончится. И неожиданно для самих себя вы обнаружите, что маленький бунтарь стал спокойным и рассудительным, знает правила дорожного движения и умеет считать до ста. Наступает прекрасный период, когда общаться с подросшим малышом становится легко и очень интересно.

Симптомы кризиса 3 лет у детей

 Происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка.
 Ребёнок начинает отделяться от взрослых.
 Возникает непреодолимое желание все делать, решать самостоятельно. В связи с чем, он яростно противостоит любому давлению со стороны окружающих людей.
 Ребенок начинает отстаивать свое «Я».
 В речи ребенка  все чаще можно услышать «Я», «Я сам», «Я могу», «Я хочу».
 Появляется чувство собственности, склонность к жадности, ревности.
 Малыш становится упрямым.
 Дети не делают того, о чем их попросили, делают все наоборот

Родителям важно знать, что стремление делать все наоборот проявляется  против  воли ребенка, в ущерб его интересам.
 Ребенок может проявлять недовольство тем, что предлагает ему взрослый, может ссориться с окружающими людьми, вести себя агрессивно, кусаться, драться.
 Может называть родителей бранными словами. Что делать родителям в этом случае? Как себя вести с ребёнком? Как реагировать на оскорбления? Родителям следует показать свое недовольство поведением ребенка, свою обиду

Строго скажите ребенку, что вам не нравится слушать такие слова, и вы не хотите, чтобы он их употреблял.
 В этом возрасте у детей часты слезы и истерика, если взрослые не удовлетворили желания ребёнка. 
 Ребенок требует от взрослых постоянного внимания к себе. 
 Дети во время кризиса 3 лет больше стремятся к поощрениям, появляется чувство гордости за свои достижения, успехи.

 
Интересные статьи родителям о воспитании детей

Воспитание ребенка с учетом типа темперамента: особенности типов темперамента, приемы воспитания детей.

Уход за кожей лица после 30 лет: как выглядеть моложе своих лет, причины раннего старения.

Компьютер и дети — контролировать или нет время детей за компьютером: Как наладить общение с «компьютерными» детьми-подростками.

Негативизм

«Недобрый не доктор не Айболит Не под деревом не сидит» — именно так в трехлетнем возрасте декламировал известную сказку один трехлетний мальчик.

Если ребенок не соглашается с вами ни в чем, на ваше предложение надеть красный костюмчик наденет все остальные вещи, кроме этого костюмчика, облака называет зелеными, а снег черным – это негативизм. Делает он это для того, чтобы выразить свое отношение к миру, показать, что оно у него «свое собственное» и он имеет на это полное право.

Тактика борьбы

Воспользуйтесь моментом и поиграйте с маленьким спорщиком в специальную игру «Делай наоборот!»

Она, кстати, еще и внимание развивает отлично. Показываем на нос и комментируем: «Это мой рот!» Задача ребенка – раскрутить цепочку в обратном направлении, т.е

показать на собственный рот и сказать: «А это мой нос». Теперь показываем на левую ногу и сообщаем: «А это моя правая нога». Ребенок показывает свою правую ногу и говорит: «Это моя левая нога».

В бытовых ситуациях предложите упрямцу надеть что-нибудь, только не красный костюм. Цель будет достигнута, вот увидите.

Как проявляется кризис 3 лет?

  • Ребенок стремится к самостоятельности, любая помощь отрицается;
  • Проявление негативизма;

Малыш отказывается от собственных желаний, когда они совпадают с родительскими требованиями. Например: он устал, уже надоело играть, но отказывается прекратить игру, потому, что так сказали родители.

  • Происходит отдаление от родителей, любое вмешательство встречается агрессией;
  • Негативизм чаще проявляется по отношению к родителям, с ровесниками или другими взрослыми ведет себя более или менее ровно;
  • Желает чувствовать себя взрослым.

Важно! В период кризиса не потерять авторитетность родительского положения и слова. Часто проявляются требования: «я хочу», «сам»;

Часто проявляются требования: «я хочу», «сам»;

Хорошо, когда малыш сам старается одеваться, шнуровать шнурки. Но, когда он сам хочет идти через дорогу, берет ножницы, чтобы срезать ногти и т.д., это подвергает его опасности.

Читайте актуальную статью Безопасность ребенка на улице>>>.

Упрямство проявляется практически во всех действиях: во время прогулок, процесса одевания, приема пищи или просто игры. Например: не хочет идти кушать, хотя он проголодался;

О том, как накормить строптивого малыша, я рассказываю в курсе Едим с удовольствием>>>.

Вредность – старается все сделать наоборот. Даже, если ему так поступать не хочется;

Такое поведение направлено не на личность (маму или папу), а на уклад жизни, определенные правила: убирать игрушки, мыть руки, говорить «спасибо», просить прощения и т.д. (читайте по теме статью: Как научить ребенка убирать игрушки?>>>)

Чаще проявляются приступы агрессии, капризности, истерик.

Почему происходит трехлетний кризис

К третьему дню рождения ребенок повзрослеет. Это время, когда в его мире будут преобладать фантазия и яркое воображение:

Маленькие исследователи

Ребенок исследует все вокруг себя относительно автономно. Ему любопытно знать, почему все происходит, и когда он сталкивается с какими-то вопросами, ответы должны быть аргументированы простым, понятным и логичным образом, чтобы он научился диалогу.

Анатомические половые различия

Этом возрасте у ребенка начинается то, что Зигмунд Фрейд называл «фаллической стадией», на которой он обнаруживает свои гениталии и связанные с ними ощущения, поэтому для них обычным явлением является прикосновение и открытое исследование друг друга. Это ключ к различию между полами и открытию связанных полов и ролей. Его интерес к тому, что отличает его от детей противоположного пола, мотивирован исключительно любопытством, и когда ребенок удовлетворен исследованием, то и девочки, и мальчики часто забывают об этом предмете.

Аффективные отношения

Ребенок уже взаимодействует со своими братьями, сестрами и другими людьми в семье и на улице, которые становятся товарищами по играм, если они того же возраста. Таким образом, расширяется первичный аффективный круг ребенка. Они открыто выражают привязанность. Их легко разлучить с родителями. Они могут идентифицировать человека как мальчика или девочку. Но они до сих пор не до конца понимают разницу между полами.
Креативность Фантастическая деятельность посредством рассказывания историй или чтения историй способствует развитию их мышления. Это нормально, что иногда малыши путают реальность с фантазией.

Эгоцентризм

Ребенок воспринимает мир только своими глазами. Он еще не может поставить себя на место других, и эта перспектива приобретается постепенно в процессе когнитивного созревания.

Социализация и эмоциональные достижения

Этот этап способствует развитию социальных отношений. Они ведут себя более независимо. Кроме того, новые фигуры взрослых, координирующих сосуществование детей в садах, подталкивают их к следованию первым социальным нормам. Дети уже готовы обсуждать решения конфликтов. Заинтересованы в новых впечатлениях. Взаимодействуют с другими детьми. Играют в «дочки-матери» и все более изобретательны в фантазийных играх. Но часто не могут отличить фантазию от реальности. Они видят себя как целостную личность, включающую тело, разум и чувства.

Мышление и рассуждение (когнитивное развитие)

Они знают имя, возраст и пол. Они следуют инструкциям из 2–3 шагов, например «возьмите куклу и положите ее на кровать рядом с плюшевым мишкой». Они понимают понятие «двое». Они запоминают серию чисел вместо того, чтобы считать. То же самое и с алфавитом. Ребенок может произносить буквы по памяти, но может не узнавать написанное отдельно от других. Им нравится собирать пазлы и кубики, состоящие из 3 или 4 частей. Умеют классифицировать предметы по форме и цвету. У них активное воображение и богатая фантазия. Например, они могут представить, что их игрушки или мягкие игрушки могут разговаривать и играть с ними.

Развитие языка

Они быстро учат новые слова. Большинство из них распознают и могут назвать общие объекты. Они используют слова во множественном числе, используют местоимения (я, ты, мой, мы, они) и используют полные предложения из 4–5 слов. Часто спрашивают «почему» и «что». Они понимают большую часть того, что слышат. Но до сих пор не могут полностью выразить свои чувства словами.

Контроль над физиологическими потребностями

Им интересно научиться ходить в туалет. Многие остаются сухими, когда бодрствуют. Ребенка не следует ругать, если приучение к туалету откладывается или из-за незначительных несчастных случаев, поскольку он может чувствовать разочарование и неуверенность.

«Я не хочу!», «Мне!», «Мое!»

Они понимают понятие «мое» и «твое». Иногда им может быть трудно делиться игрушками или конфликтовать, играя с другими. Это не эгоизм или дурной характер, ребенок ищет пределы его воли. Родители должны установить эти ограничения, даже если это может означать истерику.

Психологическая картина кризиса трёх лет

Кризис трёх лет не имеет чётких границ начала и окончания. Примерные временные рамки появления симптомов — это 2-3,5 года. О приближение кризиса может рассказать острая заинтересованность ребёнка самим собой. Он рассматривает себя в зеркале, наблюдает за своей тенью, озадачиваться внешним видом и тем, как выглядит в глазах других людей. В этот период многие дети начинают остро реагировать на неудачу: швыряют игрушки и предметы, бьют себя и близких взрослых.

Кризис трёх лет часто проявляется в демонстративном поведении ребенка. Недовольство он выражает истериками и капризами. Такая реакция может быть на любое ранее привычное действие родителей. На все вопросы и предложения взрослого у малыша один ответ – «нет!». Однако такое поведение ребёнка считается нормой для данного возраста. И это необходимо понять и принять.

Для кризиса трёх лет характерна чёткая специфическая симптоматика, которая называется «семизвездием кризиса трёх лет», поскольку эти симптомы проявляются ярко и в совокупности.

Негативизм

Негативизим – наиболее очевидный симптом данного кризиса. Это реакция не на содержание предложения, а на то, что оно идёт от взрослого. Особенно если это предложение сделано в авторитарном тоне. Ребёнок специально не выполняет просьбы родителей. Он стремиться сделать всё наоборот, наперекор взрослому, даже вопреки своим желаниям.

Упрямство

Упрямство проявляется в настаивании ребёнка на своём. Переубедить его невозможно. Он так решил и других вариантов он не приемлет.

Строптивость

Выражается в недовольстве всем, что предлагают ему взрослые, с чем ребёнок имел дело раньше. Это реакция не на конкретного человека, а в целом непринятие сложившихся правил поведения в семье, режима дня и прочих условий.

Своеволие

Заключается в стремлении к самостоятельности. Психологи часто называют этот этап в развитии кризисом «Я сам!». Ребёнок хочет сам решать, куда ему идти, что есть на обед, когда укладываться спать, в какую игру поиграть. Это стремление он подкрепляет словесно. Самая популярная фраза этого возраста: «Я сам!». Сама по себе тенденция к самостоятельности – признак адекватного возрасту развития. Таким образом ребёнок проверяет свои возможности, удовлетворяет потребность в познании.

Протест-бунт

Проявляется в виде частых ссор с родителями. Ребёнок возражает против всего, что ему говорят взрослые. Малыш хочет, чтобы его желания и мнение воспринимали всерьёз. Если этого нет, начинается конфликт, который может быть спровоцирован абсолютно любой ситуацией.

Обесценивание

Обесценивание, как симптом кризиса, выражается в речи ребёнка и его действиях по отношению к значимым взрослым и любимым вещам. Все, что было интересно и дорого ребёнку раньше, в этот период жизни теряет свою значимость и ценность. В лексиконе малыша могут появиться ругательные слова, которыми он начинает обзывать родителей. Некоторые малыши проявляют физическую агрессию к маме или папе, отказываются от любимых игрушек или ломают их.

Деспотизм

Малыш считает себя в семье самым главным и стремится полностью управлять родителями. Он добивается выполнения своих требований любыми способами. Если мама занята домашними делами, она должна всё бросить и просто сидеть рядом

Если она не выполняет требований малыша, он пускает в ход весь свой арсенал: начинает хныкать, вредничать, разбрасывать вещи по дому, то есть делать всё, чтобы привлечь внимание матери. В семьях, где несколько детей, этот симптом называется симптомом ревности, который проявляется капризами, агрессией, направленной на брата (сестру) и родителей. Но иногда этот критический период может проходить практически незаметно для родителей

Существует мнение психологов, что это может не лучшим образом отразиться на становлении личности ребёнка и даже может привести к задержке в развитии волевой сферы. Однако в кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Проявление самостоятельности, воли, интерес к познанию окружающего – признаки того, что развитие соответствует возрастным нормам

Но иногда этот критический период может проходить практически незаметно для родителей. Существует мнение психологов, что это может не лучшим образом отразиться на становлении личности ребёнка и даже может привести к задержке в развитии волевой сферы. Однако в кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Проявление самостоятельности, воли, интерес к познанию окружающего – признаки того, что развитие соответствует возрастным нормам.

Перепады настроения – главная «фишка»

У нас этот непростой период прошел по всем, если так можно сказать, правилам и признакам, которые описаны в книжках по педагогике и воспитанию.

Перепады настроения в течение всего года – это была главная «фишка»

То Кира представляла собой милейшего ребенка, преисполненного нежности и очарования, то в секунду превращалась в капризулю, лежащую на полу (причем неважно где: дома, в гостях или в магазине) и неистово орущую. И «капризуля» – это крайне мягко сказано (да простят меня родители, которые считают своих детей ангелочками, независимо от их поведения!)

Отрицание — это тоже было про мою дочь. На предложения вместе порисовать, как ей всегда нравилось, посмотреть еще вчера любимый мультик, сходить на детскую площадку, которая пару дней назад была для Киры номером один, или приготовить на ужин такие обычно желанные макароны с котлеткой дочь зачастую отвечала «нет, не хочу/ не буду».

Признаюсь честно, держать себя в руках и вместо криков «Да почему нет-то?!» спокойно выяснять с десятого раза, что именно Кирюшка хочет, было легко не всегда.

Плач и горькие слезы становились постоянными спутниками ситуаций, когда я или муж отказывались сиюминутно выполнить просьбу дочери, а командные слова и предложения с соответствующим тоном звучали из уст трехлетней Киры все чаще.

В период кризиса трех лет Кира часто обижалась на папу, потому что он отказывался сразу же выполнять ее просьбы.
Фото: архив семьи Колосовских

Признаки кризиса

Проявления кризиса трех лет могут быть пассивными, связанными с отказом выполнять просьбы и распоряжения взрослых, и активными, когда ребенок совершает действия прямо противоположные тем, которые требуют родители. Психологи выделяют семь основных симптомов, которые проявляются в этот период:

Негативизм. Ребенок сопротивляется любой помощи и запретам, противоречит взрослым и делает все наоборот. Отрицание ради отрицания – это первая попытка почувствовать собственную свободу и распорядиться ею.
Упрямство

Ребенку важно не достичь какую-то определенную цель, а настоять на выполнении своего требования. Он не может отступить от своего первоначального решения, даже если изменятся обстоятельства.
Строптивость

Это проявление кризиса – протест против норм воспитания, привычного образа жизни и сложившихся семейных устоев. Ребенок пытается показать, что он вырос, и родителям пора многое менять в общении с ним.
Своеволие. «Я сам!» – девиз, под которым проходит кризис трех лет. У детей появляются познавательные потребности – они хотят взаимодействовать с окружающим миром без помощи родителей так, как считают правильным.
Протест. Ребенок проявляет агрессию, ищет любые поводы для ссоры и выводит родителей на конфликт. Это один из способов заставить взрослых считаться с его мнением и желаниями.
Обесценивание. В процессе переоценки ценностей все, что раньше было дорогим для ребенка, теряет значимость. Родители перестают быть авторитетом, правила не соблюдаются, любимые игрушки ломаются.
Деспотизм. Ребенок хочет почувствовать свою власть над взрослыми, приказывает, что делать, и требует полного подчинения. Если в семье есть другие дети, может возникнуть ревность. Трехлетний ребенок будет использовать драки и ссоры, чтобы превзойти и подчинить соперника.

Что делать родителям ⠀

Плохое поведение – сигнал для родителей, что пора кардинально менять формат взаимодействия. Ребенок неосознанно провоцирует конфликты, чтобы научиться их преодолевать и выработать новые модели поведения. Задача взрослого – направить ребенка и организовывать пространство для самостоятельной деятельности.

Признать право на самостоятельность

Главное, что нужно знать родителям, – ребенку важно пробовать делать что-то самому, получить опыт решения простейших жизненных задач. Не ограничивайте его, если занятие не несет угрозы для жизни и здоровья

Не стоит проявлять гиперопеку – запреты в самостоятельном получении опыта будут способствовать формированию тревожного отношения к окружающему миру и зависимости от родителей.

Установить правила, которые нельзя нарушать

Давая свободу действий, не стоит забывать о безопасности. Необходимо сформулировать несколько четких правил, обязательных для всех членов семьи. Объясните последствия, которые могут наступить, если нарушить запреты.

Придерживаться единой тактики

Если за один и тот же поступок мама ругает, а папа начинает хвалить, у ребенка нарушается внутренняя система координат. Он не может понять, почему родители ведут себя по-разному, теряет чувство стабильности и безопасности. В результате взрослые теряют авторитет, а ребенок начинает ими манипулировать.

Сохранять спокойствие

Большинство конфликтов можно перевести в шутку или переключить внимание ребенка на что-то интересное. Если истерику не удается остановить, подождите, дайте возможность пережить горе и самостоятельно успокоиться

Если сдержать эмоции не удалось, и вы накричали на ребенка, попросите прощения. 

Относиться с уважением

Не обесценивайте желания и интересы ребенка – это приведет к формированию низкой самооценки. Следите за его увлечениями, интересуйтесь желаниями, поддерживайте во всех начинаниях. Просите совета или помощи – принимая участие в делах родителей, он сможет почувствовать себя взрослым.

Причины поведенческих нарушений

Трехлетний кризис – это прежде всего кризис взаимоотношений личности ребенка и окружающих, т.е. кризис социальных отношений. И протекать он будет тяжело только в том случае, если взрослые будут сохранять прежний тип отношений: сдерживающий активность и самостоятельность детей. Среди причин нарушений в поведении ребёнка можно выделить основные:

  • Авторитаризм. Стремление взрослых устанавливать жесткие нормы, требование безусловного подчинения подавляет волю, самостоятельность малыша. Кризис протекает с реакциями бунта, открытого сопротивления родителям.
  • Гиперопека.  Чрезмерная родительская забота в условиях становления личности ребенка, возрастания самостоятельности становится причиной негативизма, строптивости, непослушания. Интенсивность гиперопеки напрямую коррелирует с продолжительностью, яркостью кризиса.
  • Состав семьи. При наличии братьев, сестер, участвующих в воспитании, кризис обычно протекает легче.
  • Темперамент. Интенсивность, устойчивость, легкость возникновения эмоциональных реакций отчасти определяются врожденными особенностями нервной системы. Конфликты провоцируют больший отклик у холериков, меланхоликов.
  • Состояние здоровья.  Болезненные дети и при неврологических заболеваниях дисбаланс процессов возбуждения-торможения проявляется большей эмоциональной неустойчивостью, гипертрофированностью кризисных проявлений.

Заключение

У детей не обязательно будут проявлять все черты кризиса. Кризис трех лет — это бунт против родителей, которые ведут себя авторитарно, сопротивление нормам и опеке, которые устарели, — ведь ребенок вырос. Это протест ребенка, который хочет самостоятельности и требует возможностей для проявления своего «Я». Первый признак — появление в словарном запасе малыша этого слова. Дети начинают себя так называть после двух лет, поэтому особенности возрастного кризиса могут проявляться и раньше.

Период 3-х лет также знаменателен тем, что на арену развития ребенка «выходят» сверстники. Конечно же, они были и раньше: в песочнице, на площадке, но что интересно, только теперь возможны совместные игры, ведь раньше они были только рядом, а теперь вместе. И это огромный скачок в развитии. Зародившаяся игра — залог гармоничного развития человека в дальнейшем. Ребенок обязательно должен учиться взаимодействовать со сверстниками.

Подводя итоги исследования, отметим, что к особенностям развития ребенка в возрасте 3-х лет мы может отнести следующее:

· этот возраст является переходной стадией развития: ребенок переходит из преддошкольного возраста к дошкольному;

· к трем года происходит переход от естественного к социальному типу развития, на основе развития речи;

· особенностями развития речи трехлетнего ребенка является начало интенсивного формирования грамматической структуры предложений;

· ребенок от 2,5 до 3-х лет еще не может следовать сложной инструкции взрослого, требующей реакции выбора;

· складываются разнообразные характеристики мыслительной деятельности.

Кризис трех лет — один из самых известных и изученных кризисов развития маленького человечка. Для кризиса 3-х лет характерны как общие признаки всех кризисов, так и частные: упрямство, строптивость, деспотизм, симптом обесценивая взрослых, своеволие, негативизм. Сущность кризиса 3х лет заключается в том, что ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими; это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего «Я».

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Анализ научных публикаций по проблеме индивидуализации образовательного процесса
  2. Воспитательный процесс
  3. Литература во второй младшей группе, картотека
  4. Вклад е. И. Тихеевой в создание отечественной методики развития речи дошкольников
  5. Основные проблемы обучения англоязычному произношению в средних классах общеобразовательной школы
  6. Методы, формы и средства обучения
  7. Виды рассказов из опыта
  8. Приобщение детей дошкольного возраста к искусству дизайна
  9. Воспитание: сущность, назначение, особенности
  10. Технологии интеграции в образовании
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector