Когда ребенок начинает держать голову?

Содержание:

БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ О РАЗВИТИИ ВАШЕГО РЕБЕНКА

Помимо ключевых признаков СМА, подвижность и развитие вашего ребенка также могут помочь понять, если что-то пойдет не так

В первые месяцы жизни малыша особенно важно отслеживать динамику его двигательных навыков, проверяя, соответствует ли она календарю моторного (двигательного) развития

Помимо ключевых признаков СМА, подвижность и развитие вашего ребенка также могут помочь понять, если что-то пойдет не так. В первые месяцы жизни малыша особенно важно отслеживать динамику его двигательных навыков, проверяя, соответствует ли она календарю моторного (двигательного) развития

Календарь моторного развития – это способ оценить физическое развитие ребенка по месяцам. Наблюдение за тем, как ребенок растет и развивается — это захватывающий опыт, с рождения и далее у вас будет много волнительных и увлекательных открытий.

На рисунках ниже показаны основные навыки, которые приобретает малыш в первые несколько месяцев жизни. С их помощью вы можете оценить, насколько правильно развивается ребенок. Каждый малыш уникален, и точный возраст достижения этих этапов может отличаться.

Календарь моторного развития – это способ оценить физическое развитие ребенка по месяцам. Наблюдение за тем, как ребенок растет и развивается — это захватывающий опыт, с рождения и далее у вас будет много волнительных и увлекательных открытий.

На рисунках ниже показаны основные навыки, которые приобретает малыш в первые несколько месяцев жизни, с их помощью вы можете оценить, насколько правильно развивается ребенок. Каждый малыш уникален, и точный возраст достижения этих этапов может отличаться.

Выберите возраст:

  • 0-6 МЕСЯЦЕВ
  • 6-18 МЕСЯЦЕВ

1 месяц

  • SVG

    Немного поднимает голову, лежа на животике

  • SVG

    Может дотрагиваться ручками до своего лица и рта

  • SVG

    Рефлекс Моро (испуга): если ребенок напуган, например, громким звуком, он раскидывает руки, разогнув пальцы

2 месяца

  • SVG

    В положении лежа на животе ребенок может поднять голову и повернуть ее из стороны в сторону; он также может использовать ручки, чтобы оттолкнуться от опоры

  • SVG

    В положении лежа на спине ребенок может шевелить руками и ногами, сгибать их. По мере развития эти движения становятся более плавными

  • SVG

    Может уверенно держать игрушку, которую дали ему в руки

3 месяца

  • Лежа на животе, ребенок может приподнять голову и грудной отдел

  • SVG

    Лежа на спине, ребенок может размахивать руками и пинаться ножками

  • SVG

    Начинает тянуться к игрушкам, осознанно хватает и держит предметы

4 месяца

  • SVG

    Лежа на животике, может держать голову прямо и оглядываться по сторонам

  • SVG

    Лежа на спине, может переворачиваться с боку на бок

  • SVG

    Приподнимается на локтях, лежа на животе

  • SVG

    Хватает игрушки и трясет их

6 месяцев

  • SVG

    Начинает садиться без посторонней помощи

  • SVG

    Переворачивается с боку на бок, а также со спины на живот

  • SVG

    Начинает удерживать свой вес при опоре на ноги и стоять с поддержкой

  • SVG

    Начинает ползать на руках и коленях

6 месяцев

  • SVG

    Ребенок начинает самостоятельно сидеть

  • SVG

    Переворачивается с одного бока на другой, а также с живота на спину

  • SVG

    Начинает удерживать свой вес при опоре на ноги и стоять
 с поддержкой

  • SVG

    Начинает ползать, опираясь на руки и колени

9 месяцев

  • SVG

    Ползает, опираясь на руки и колени

  • SVG

    Может подтянуться, чтобы встать, держась за что-нибудь

  • SVG

    Может стоять, опираясь на что-либо

  • SVG

    Начинает делать первые шаги, держась за мебель и опираясь на неё для поддержки

12 месяцев

  • SVG

    Может самостоятельно стоять

  • SVG

    Начинает делать первые шаги без поддержки

  • SVG

    Может самостоятельно садиться и оставаться в таком положении надолго

18 месяцев

  • SVG

    Может уверенно ходить без поддержки

  • SVG

    Начинает подниматься по лестницам и бегать

  • SVG

    Начинает самостоятельно есть с ложки и пить из кружки

Как помочь ребенку научиться держать голову?

Рекомендации, как укрепить мышцы шеи младенца и ускорить приобретение навыка по удерживанию головы:

С трехнедельного возраста ежедневно выкладывать малютку на живот, желательно после каждого кормления (спустя 20–30 минут). Под действием рефлексов ребенок будет стремиться положить голову на бок, а для этого необходимо ее приподнять – отличное упражнение для шейных мышц.
Чередовать сон на левом и правом боках, чтобы не развилась кривошея.
Следить за качеством и количеством пищи, которую получает малыш

Для кормящей мамы важно правильно питаться, чтобы обеспечить ребенка необходимыми элементами. Для искусственников – подобрать смесь по возрасту и потребностям

Лучший показатель нормального питания – достаточная прибавка в весе.
Полезен регулярный массаж. Мама может самостоятельно выполнять несложные приемы: легкими поглаживающими движениями растирать шею малыша. Подробнее техники массажа грудничка в домашних условиях показаны в соответствующих видео.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как сделать массаж грудничку в 2 месяца?

  • Плаванье укрепляет все группы мышц и весь организм. Можно приобрести ребенку специальный надувной круг, с помощью которого голова крохи остается над водой во время купания.
  • После 2 месяцев, когда кроха уже может несколько секунд удерживать голову вертикально, стоит чаще носить малютку на руках «столбиком», слегка придерживая за затылок.
  • Полезно носить малыша «самолетиком», при этом кроха животом вниз лежит на одной руке, а второй поддерживают шею (рекомендуем прочитать: сколько можно лежать на животе месячному ребенку?).
  • Когда младенец научился поворачивать голову из стороны в сторону, следует играть с ним игрушками, для этого ставить приглянувшийся предмет то с одной стороны от крохи, то с другой.
  • Упражнения на специальном мяче-фитболе также очень полезны для укрепления всех мышц (рекомендуем прочитать: как правильно заниматься с грудничком на фитболе?). Желательно, чтобы технике проведения занятий с малышом мама научилась у специалиста. Обычно профессиональные массажисты включают в лечебный курс гимнастику на фитболе.

ИНТЕРЕСНО: как научить ребенка переворачиваться со спины на живот и обратно?

После занятий дети начинают быстрее осваивать новые навыки. Основное условие – заниматься нужно систематически.

Во сколько месяцев новорожденный начинает поднимать и держать голову?

Постепенно ребенок начинает управлять своим телом. Первое достижение его физического развития наступает на второй — третьей неделе. В это время при выкладывании на живот ребенок пытается поднять голову.

Дальше развитие мышц шеи происходит в следующем порядке:

  • На втором месяце (2 — 3 месяц) дети поднимают голову под острым углом (опять же лежа на животе). Такое положение малыши могут удержать в течение тридцати секунд или около минуты.
  • В три месяца (3 месяц) дети начинают держать голову в вертикальном положении. Но подстраховка неокрепшим мышцам шеи еще нужна — стоит продолжать поддерживать голову ребенка. Лежа на животе, малыши уже могут поднять и голову, и плечи. При поднятии ребенка за руки тело, шея и голова образуют одну линию.
  • В четыре месяца (4 месяц) наступает время, когда ребенок самостоятельно и вполне уверенно начинает держать голову. Он поворачивает ее во все стороны, познавая окружающий мир. Лежа на животе, малыш уже поднимает верхнюю часть туловища.

Естественно, все временные параметры при развитии малыша усреднены. Все детки индивидуальны в своем развитии. Поэтому не стоит расстраиваться, если ровно в 12 недель ребенок не начал уверенно держать голову в любом положении.

Раннее удерживание головы

Не стоит спешить радоваться если ребенок начал держать голову в течении первых четырех — шести недель. Далеко не всегда такое «достижение» означает быстрое и раннее развитие. Скорей всего у малыша высокое внутричерепное давление.

В таком случае просто необходимо показать ребенка лечащему педиатру. Врач назначит лечение, необходимые процедуры, специальный массаж.

Укрепление мышц шеи

Для развития шейных мышц настоятельно рекомендуется малыша выкладывать на животик с первых дней жизни, сразу после заживления пупочной ранки (примерно в три недели). Не стоит бояться, что ребенок задохнется. Здоровый малыш обязательно повернет голову на бок в результате срабатывания инстинкта самосохранения.

Класть ребенка на живот надо во время переодевания, желательно перед кормлением или через час после него. Процедура, проведенная перед кормлением, поможет еще избавить малыша от скопления газов в животе. Проводить выкладывание на живот надо на твердой поверхности. Мягкая поверхность не заставляет мышцы ребенка напрягаться. Это может любой стол, покрытый легким одеяльцем.

Приучать малыша лежать на животе надо постепенно. Сначала выкладывают его на одну минуту. С каждым днем продолжительность пребывания на животе увеличивают на одну минуту. Хорошо если малыш будет голеньким, одновременно с укреплением мышц шеи он еще получит воздушные ванны.

При недовольстве и капризах малыша не ннужно отказываться от выкладывания на живот. Это необходимая процедура для физического развития младенца. Маме надо выбрать момент, когда у крохи хорошее настроение, он весел и доволен. Отвлечь его яркой игрушкой, песенкой и ласковыми поглаживаниями по спинке, ножкам и пяточкам. Самое главное — не оставлять без присмотра малыша, лежащего на животе.

Проводите с ребенком маленькую гимнастику для укрепления мышц шеи:

  1. «Лицом вниз». Взять ребенка на руки: одна рука под грудью малыша, вторая на бедре. В таком положение поднимать малыша в воздухе.
  2. «Поехали». Упражнение выполняется с помощью двух взрослых на большом мяче. Один держит малыша за таз, другой за кисти рук. Вместе раскачивают ребенка на мяче.
  3. «Качели». Держим ребенка вниз лицом на руках и поднимаем попеременно то голову, то таз.

Видео: учимся держать голову

Показываем 3 упражнения для укрепления мышц шеи, спины. Учимся держать голову. Алесе 2мес и 3 недели. Небольшой ослабленный тонус:

3 месяца — плохо держим голову

Для исключения патологии в развитии стоит обратиться к специалистам, если после 12 недель (3 месяц) ребенок плохо держит голову, наклоняет ее в одну сторону или запрокидывает ее назад.

Причин, по которым ребенок плохо держит голову в 3 месяца, несколько:

  1. Недоношенность.
  2. Родовые травмы.
  3. Отставание ребенка в весе.
  4. Слабый тонус мышц.

В первых двух случаях необходимо обратиться к детскому невропатологу, который поможет выяснить причину плохого развития мышц ребенка. При маленьком весе крохи поможет консультация врача, специализирующегося по грудному вскармливанию. Он отрегулирует систему питания, возможно, придется ввести в рацион смеси. Специальный массаж, назначенный лечащим педиатром, повысит тонус мышц шеи и поможет малышу удерживать голову.

Еще одним поводом обращения к неврологу станет постоянный наклон головы малыша под углом. Чаще всего причиной наклонного держания головы является кривошея. Врач назначит специальный массаж, лекарственную терапию и, скорей всего, посоветует купить ортопедическую подушку.

Как правильно спать новорожденному малышу?

В первые пару месяцев, когда малыш еще не научился крутиться с бока на бок, мама имеет возможность регулировать его позу для сна. Лучшим решением будет менять её, периодически кладя ребенка спать на разные бока, спинку и животик. Важным моментом при этом является поворачивать его голову так же в разные стороны. Связано это с формированием формы черепа ребенка на протяжении всего первого года его жизни. Кроме того, правильно подобранные позы сна для новорожденного помогают ему лучше отдыхать, быстрее расти, набираться сил и легче адаптироваться к миру.

Самой безопасной и полезной считается поза «на спине». Она идеальна для правильного развития позвоночника и снижения риска СВДС. Положение «на боку» подходит младенцам, которые склонны к частым срыгиваниям. При этом под спину желательно положить валик, чтобы малыш случайно не перевернулся ночью. Поза «на животе» хороша для работы органов пищеварения: лучше отходят газы и быстрее проходят колики. Но, спать в этой позе рекомендуется только под присмотрами взрослых.

Время, во сколько месяцев ребенок держит голову может варьироваться, и однозначно у всякого малыша этапы развития будут проходить индивидуально. Но, в среднем к 4-м месяцам все крохи успешно осваивают этот навык. Если вдруг вашему малышу уже больше и у него совершенно неразвито это умение, то лучше показать кроху специалистам

А до этого времени маленькому человеку нужно только внимание и любовь окружающих его взрослых.

Когда ребенок научится сидеть, ползать, ходить?

У новорожденного большинство внешних воздействий вызывает общую (диффузную) моторную активность. Так как малыш пока не в состоянии оторвать голову от поверхности кроватки из-за недостаточной развитости мышц шеи и плечевого пояса, он может поднимать ручки и ножки; когда же лежит на животике, рефлекторно поворачивает головку, чтобы не закрывался нос. Необходимо закрепить у малыша этот навык: несколько раз в день выкладывать его на животик, чтобы стимулировать поддержание головки.

К 3 неделям, если малыша взять на руки и держать у плеча в вертикальном положении, он в течение нескольких секунд сможет удержать голову прямо. К 6 неделям это время увеличивается до 1–2 минут, и у новорожденного появляется возможность рассматривать окружающие объекты.

В 2 месяца новорожденный уверенно поднимает грудную клетку, держит головку, лежа на животе. В 3 месяца уверенно держит головку в любом положении, осваивает поворот со спины на бок, подтягивается в сидячее положение, сидит при поддержке за обе руки, делает поочередные сгибания и разгибания ног; пытается протянуть руку за игрушкой.

В 4 месяца ребенок лежа на животе уже может приподнимать грудную клетку, опираясь на вытянутые руки; осваивает навык перекатывания (спина — бок — живот — спина); пытается подтягиваться, держась за руку взрослого, сидит с поддержкой.

В 5 месяцев самостоятельно переворачивается со спины на живот; лежа на спине, осваивает навык сидения: самостоятельно приподнимает голову и плечи, пытаясь сесть, при подтягивание за ручки может садиться; сидя на коленях у взрослого, захватывает предметы.

В 6 месяцев самостоятельно сидит в течение нескольких секунд, опираясь на ручки; осваивает навык стояния: делает первые попытки подняться на ноги и стоять, держась за руку взрослого или другую опору; сидя на стуле захватывает висячий предмет.

В 7 месяцев процесс освоения навыка сидения продолжается: малыш уже сидит с прямой спиной без помощи взрослого, садится из положения стоя на ногах. Уверенно стоит в течение более 10 секунд, лишь слегка опираясь на руку взрослого. Начинается освоение навыка ползания: передвигается, подтягиваясь на животе, осваивает поочередные движения ног; переступает, держась за опору.

В 8 месяцев малыш переворачивается с живота на спину и обратно, стоит какое-то время при поддержке за руку, самостоятельно может сесть, встает на четвереньки и может проползти полметра, опираясь на колени и руки.

В 9 месяцев ребенок садится из любого положения, устойчиво и длительное время сидит, делает первые попытки подняться на ноги и встать, держась за опору (прутья кроватки), ползает быстро на четвереньках, преодолевая значительные расстояния. Начинает осваивать навык ходьбы: совершает поступательные движения ног, ставя одну ножку впереди другой. К концу 9-го месяца он уже может ходить, поддерживаемый подмышки или за руку взрослым.

В 10 месяцев встает и стоит без поддержки взрослого; пытается самостоятельно встать и идти.

В 11 месяцев малыш уже может уверенно стоять один; самостоятельно встает из сидячего положения; ходит, держась за руку взрослого; может даже совершить несколько шагов без посторонней помощи.

В 12 месяцев поставленный на пол может самостоятельно подойти к матери, если та позовет.

В 13 месяцев 50% малышей уже ходит самостоятельно; научаются карабкаться по лестнице.

В 14 месяцев самостоятельно стоит.

В 15 месяцев 90% детей уже ходят самостоятельно.

Вот такой поразительный прогресс двигательной активности в течение одного года с момента рождения ребенка.

ПРИМЕЧАНИЕ к 1.8 и 1.9.

По мере увеличения времени самостоятельной фиксации головы в положении наклона вперед, увеличиваем угол наклона собственного корпуса, вплоть до почти горизонтального положения. Всегда лопатки ребенка прижаты к груди взрослого. При попытке ребенка сесть, увеличиваем угол наклона собственного корпуса.

ПРОГУЛКИ С РЕБЕНКОМ

На руках в вышеописанных позициях и в коляске строго горизонтально на спине. Как вариант, с валиком под затылком (укладка).

ПОЗИЦИЯ ДЛЯ КОРМЛЕНИЯ

1. Угол наклона корпуса ребенка 30-45 градусов.

2. Одно из бедер взрослого располагается выше, поддерживая спину.

3. При наличии насильственных запрокидываний головы обязательна фиксация грудной клетки предплечьем и поддержка затылка (не шеи) локтевым сгибом с целью исключения запрокидываний. Таким образом, необходимо обеспечить легкий наклон головы во время кормления.

Большого ребенка удобно кормить в шезлонге или в коляске с жесткой спинкой, с валиком под головой.

Помимо запрокидываний головы назад, часто наблюдаются наклоны и (или) повороты головы в сторону.

Может быть несколько разновидностей этой проблемы:

Проблема №1.

Ребенок, находясь в разных положениях, держит голову развернутой преимущественно в одну сторону (часто вместе с наклоном головы в противоположную сторону).

1.10

Укладка на животе с фиксацией головы, развернутой в противоположную сторону, с фиксацией таза, прижатого к поверхности. Рука, к которой обращено лицо, вытянута в сторону.

Отвлекаем ребенка соской, водой из бутылочки, игрушками.

Плач ребенка, попытки вырваться и развернуть голову не являются основанием для прекращения упражнения.

Делаем 7 — 10 раз в день по 3-10 минут, завершая этой укладкой комплекс упражнений. Также эффективно укладывать в такую позицию засыпающего или спящего ребенка.

Коррекция ротации головы и шеи вправо

https://youtube.com/watch?v=BRN8KdGH0QE

Коррекция асимметрии шеи. Ношение.

https://youtube.com/watch?v=2UKv1s4IVK4

Проблема №2.

Наклон головы в сторону часто встречается у детей первого года жизни и обычно сопровождается наклоном корпуса в эту же сторону с образованием дуги.

1.11. Пассивная фаза

Формируем дугу в противоположную сторону, положение тела близко к горизонтальному, ухо почти прижимается к надплечью.

1.12. Активная фаза

В активной фазе угол наклона корпуса 30-45 градусов.

Рука ребенка перемещается в положение над рукой взрослого. Для улучшения качества подъема головы в сторону используем раздражение боковой поверхности корпуса пальцами.

Активную фазу используем только при наличии противонаклона. Если голова, несмотря на стимуляцию, не поднимается вверх, переводим ребенка обратно в пассивную фазу.

Сначала большую часть времени проводим в пассивных позициях, периодически пробуя активную фазу, затем пропорции постепенно смещаются в сторону использования активной фазы.

Упражнение 1.3. Лечебное ношение + косая позиция

https://youtube.com/watch?v=s0g-6Uywqd4

1.12 Коррекция «дуги» вправо

https://youtube.com/watch?v=spUDgPkFJj0

На данном этапе нельзя

  • сажать ребенка;
  • тренировать опору на ножки;
  • водить, имитируя ходьбу;
  • подтягивать за ручки (тракция за руки) вверх лежащего на спине ребенка, допуская запрокидывания головы;
  • выкладывать на живот при насильственном запрокидывании головы в вертикальном положении.

Что делать, если на 3 месяц малыш не начинает держать голову?

При отклонениях в развитии рекомендовано пройти такие обследования:

  1. осмотр у педиатра и невролога;
  2. исследование крови, мочи;
  3. контроль массы тела;
  4. нейросонография;
  5. дуплексное сканирование.

Гимнастика

Если отклонений в состоянии здоровья не выявляют, врач назначает ежедневную гимнастику. Она включает следующие упражнения:

  • ношение на руках горизонтально животиком вниз;
  • ношение в вертикальном положении, придерживая затылок;
  • удержание столбиком, когда подбородок упирается в плечо;
  • выкладывание на живот;
  • катание на фитболе.

Гимнастика для малыша — катание на фитболе

Гимнастику выполняют между кормлениями, когда ребенок спокоен. В помещении должна быть оптимальная температура – 20-22 ⁰С. Регулярная тренировка мышц способствует формированию навыка.

Она позволяет укрепить мышцы шеи и плечевого пояса. Ее разрешено выполнять с первого месяца жизни. Упражнения проводят в игровой форме, спокойно разговаривая с малышом. Они оказывают такой эффект на ребенка:

  1. Развитие двигательных навыков.
  2. Укрепление мышц.
  3. Тренировка равновесия.
  4. Развитие координации.
  5. Усиление кровообращения.
  6. Улучшение дыхания.

Мышцы и связки у малыша нежные и эластичные, поэтому все движения должны быть мягкими.

Упражнения помогают ребенку развиваться. Они не подходят для форсирования новых навыков. Если ребенка учат держать головк с 1 месяца, могут возникнуть осложнения. Удержание появляется тогда, когда к этому готовы мышцы спины и шеи.

Массаж

Массаж для малыша

  • При хорошем состоянии кожных покровов, с 2 месяцев можно делать массаж. Он усиливает кровоснабжение мышц, рефлекторно стимулирует нервные окончания. Движения должны быть поглаживающими, легкими. Перед массажем нужно вымыть руки и согреть их. Для процедуры готовят детское массажное масло и пеленку.
  • Если ребенок здоров, массаж может выполнять мама. При серьезной патологии, его проводят у специалиста. При гипертонусе непрофессиональный массаж может его усилить, а при гипотонусе, еще больше расслабить мышцы спины. Если процедуру проводят длительно, специалист может обучить маму технике массажа.

Положение по время сна

Важно менять положение во время сна. Рекомендовано поворачивать ребенка на правый или левый бок каждые 2-3 часа

Это предотвращает повышенный тонус мышц и кривошею. Такое положение препятствует попаданию пищи в гортань. Источник света также помещают попеременно справа или слева. Это обеспечивает активные движения головой.

Плаванье

Благотворное влияние на мышечную систему и опорно-двигательный аппарат оказывает плаванье.

  • Купание в ванной начинают после заживления пупочной ранки. Для водных процедур применяют специальный надувной круг. Он поддерживает голову ребенка и позволяет свободно двигаться
  • В ванной удерживать голову легче и ребенок быстрее приобретает этот навык. Потом он реализует его в других условиях.

Как купается малыш

Питание

На развитие ребенка влияет качество грудного молока. Кормящая мама должна употреблять достаточное количество кальция, фосфора, магния.

Выкладывание на живот проводят во время одевания, между кормлениями, перед сном:

  • Процедура укрепляет мышцы, способствует выведению газов из кишечника. Если малыша раздевают, то он еще получает воздушные ванны.
  • Ребенка кладут на твердую поверхность, накрытой пеленкой или одеяльцем.
  • В первые дни процедура занимает несколько минут. По мере роста ребенка, его можно класть на живот на 20 минут.
  • Поддерживать голову в позе на животе не нужно. Врожденные рефлексы обеспечивают поворот головки в сторону. Благодаря этому, ребенок свободно дышит.

Нельзя прекращать занятия из-за того, что малыш капризничает. Через несколько дней он привыкнет лежать на животе.

Как стимулировать малыша для упражнений

Для стимуляции движений, можно использовать звуки. Для этого берут погремушку, колокольчик, музыкальную игрушку и звенят с разных сторон от ребенка. Это заставляет ребенка вертеть головкой. Такие упражнения тренируют мышцы шеи и предотвращают кривошею.

В качестве дополнительных занятий можно применять такие упражнения:

  • Поднятие в воздухе лицом вниз, когда одна рука находиться под грудью ребенка, а вторая на бедре.
  • Катание на фитболе с двумя взрослыми (один держит кисти малыша, второй таз).
  • Попеременное поднятие головы и таза, лежа лицом вниз на предплечье взрослого.

Гимнастика не должна вызывать болевых ощущений. Кратковременный плач бывает из-за непривычных ощущений. Чтобы успокоить ребенка, используют позу эмбриона. Для этого ручки и ножки прижимают к туловищу.

Каким образом это происходит?

Обратимся к анатомии и физиологии шеи, мышцы которой обеспечивают движения головы. Условно разделим их на мышцы передней поверхности, главными из которых являются «кивательные», задней поверхности и боковых поверхностей. Мышцы передней поверхности наклоняют голову вперед, поднимают ее из положения лежа на спине. Мышцы задней поверхности наклоняют голову назад и поднимают ее из положения лежа на животе. Мышцы боковых поверхностей наклоняют голову в соответствующие стороны.

В норме в первые три месяца жизни формируется баланс работы мышц шеи. Происходит это постепенно и неравномерно. Сразу после рождения и до трех месяцев мышцы задней поверхности более активны. Это объясняется участием в защитном безусловном рефлексе новорожденных, который заключается в способности поднимать и разворачивать голову в сторону при лежании на животе. Развивающаяся нервная система создает условия для ускоренного развития функций их антагонистов — «кивателей», что приводит к возможности в два месяца удерживать голову в вертикальном положении. Однако полного баланса еще нет. Умея поднимать и удерживать голову в положении на животе, ребенок не способен на это в положении на спине. Такая возможность появляется, начиная лишь с 4 месяца жизни, и проявляется в способности перевернуться со спины на живот. Подробнее об этом в следующих разделах.

Так происходит в норме. При различных повреждениях нервной системы (причины могут быть самыми разнообразными) механизмы развития баланса сгибателей и разгибателей нарушаются. В подавляющем большинстве случаев развитие «кивателей» задерживается. В результате к двум месяцам ребенок не держит голову в вертикальном положении (она «падает» преимущественно назад), а позднее задерживается формирование переворотов со спины на живот.

Усилению дисбаланса часто способствуют внешние факторы. Их можно разделить на две группы.

Первая группа — это действия, способствующие перерастяжению мышц передней поверхности шеи (вредны всегда):

Вертикальное положение с поддержкой затылка при запрокинутой голове Положение при кормлении или ношении с запрокинутой головой

Тракции за руки или резкие подъемы, вызывающие запрокидывание головы

Вторая группа – факторы, усиливающие активность и без того активных мышц задней поверхности шеи (вредно при неумении правильно переворачиваться со спины на живот после 4 месяцев):

Ношение с наклоном корпуса вперед (даже с незначительным) Стимуляция подъемов головы в положении на животе за высоко расположенной игрушкой

Также стимуляция подъема головы при занятиях на мяче и подобных приспособлениях.

Еще больше усугубляют ситуацию попытки привить ребенку навыки, которыми «должен» обладать ребенок его возраста: стимуляция ползания, сидения и ходьбы.

Кроме описанного дисбаланса между сгибателями и разгибателями головы, нарушение баланса может возникнуть между мышцами, поворачивающими голову в стороны и мышцами, наклоняющими голову в стороны.

В первом случае голова в разных позициях имеет тенденцию к более частому или (и) на больший градус развороту в одну сторону.Во втором случае в разных положениях голова наклонена к одному плечу, нередко с вовлечением в процесс мышц корпуса с этой же стороны и образованием дуги.

Все описанные нарушения баланса развития мышц шеи (запрокидывание, разворот и наклон головы в сторону) могут сочетаться между собой в любой комбинации и нередко наблюдаются у одного ребенка.

Представленные ниже упражнения способны прекратить развитие негативных тенденций в начале их возникновения (у детей первых месяцев жизни), а также устранить их влияние на детей более старшего возраста при детском церебральном параличе и других заболеваниях, сопровождающихся синдромом двигательных расстройств.

Как укреплять шейные мышцы

Известный педиатр доктор Комаровский акцентирует внимание родителей на то, что именно они могут способствовать развитию мускулатуры крохи, её укреплению. Для того чтобы укрепить шейные мышцы можно использовать следующие процедуры:

  • Выкладывание на животик.
  • Массаж должен осуществляться родителями основываться на рекомендации медиков и исходя из существующих особенностей и возраста малыша.
  • Гимнастика. Какого характера должны быть упражнения подскажет медицинский специалист исходя из существующей проблемы.
  • Плаванье с кругом для шеи и без него являются не только отличным способом для тренировки, но и доставляет малышу массу приятных эмоций.
  • Стимуляция поворотов головы и приподнимания посредством привлечения внимания малыша к игрушкам, различным звукам.

Если малыш долго не начинает держать головку

Наступает третий, четвертый месяц, а кроха все еще не начал держать головку в вертикальном положении? Тогда нужно идти к педиатру, невропатологу. Врачи должны осмотреть малыша и определить причину нарушения.

Проблема может крыться в неправильном питании, слабости шейных мышц, наличии родовых травм.

Доктор может назначить специальную лекарственную терапию, лечебный массаж, чтобы ребенок начал держать голову. Исправить такое положение могут ортопедические подушки. Если проблема в недостатке питательных веществ, может понадобиться докорм с помощью специальных детских смесей.

Интересно! Список вещей для новорожденного

В каких случаях родителям нужно обращаться за медицинской помощью?

Каждый человек имеет свои особенности, поэтому родителям не нужно паниковать, если ребенок неуверенно держит голову в 12 недель. Однако если его голова запрокидывается, как в первые недели или он даже не пытается ее приподнять, необходимо обратиться к педиатру. Раннее удержание головки также не всегда является признаком того, что в семье растет будущий вундеркинд.

Парез мышц шейного отдела

Парез – это слабость в определенной мышце или группе мышц. Данная патология часто встречается с общим снижением мышечного тонуса (гипотонус). Парез мышц шейного отдела характеризуется следующими симптомами:

  • ребенок не пытается повернуть голову в сторону при выкладывании на животик;
  • без поддержки голова младенца свисает вниз или назад;
  • малыш плохо кушает и медленно набирает вес.

При мышечной гипотонии у новорожденного ослаблены мышцы рук и ног. Ребенок мало кушает, но много спит. Во сне он принимает позу «лягушки» (ножки разведены в стороны).

К парезу зачастую приводит поражение ЦНС. У младенца такое состояние может возникнуть из-за следующих патологий:

  • травма во время родов;
  • внутриутробное инфицирование;
  • наследственное заболевание нервной системы;
  • опухоль мозга;
  • энцефалит;
  • отравление токсинами, антибиотиками;
  • эпилепсия.

Лечение пареза зависит от источника возникновения гипотонуса. В зависимости от причин, врачи могут назначить медикаментозную терапию, операцию или комплекс специальных упражнений для разработки мышц.

Раннее удержание головы грудничком

Способность ребенка удерживать голову до 1,5 месяцев может означать, что у него проблемы со здоровьем. Причинами раннего подъема головки являются:

  • гипертонус мышц;
  • высокое внутричерепное давление.

При гипертонусе наблюдается напряжение мышц рук и ног, малыш беспокойно спит, часто и много срыгивает.

К симптомам повышенного давления относятся:

  • увеличенный диаметр черепа;
  • набухание родничка;
  • сильный плач и нервозность;
  • плохой рост веса.

Развиваются заболевания из-за травм во время родов, врожденных и наследственных болезней, опухолей. Иногда удержание головки ребенком в возрасте 1,5 месяца является его индивидуальной нормой. Однако для исключения опасных патологий не следует пускать ситуацию на самотек.

Как нельзя держать ребенка

Пока малыш не научится держать голову самостоятельно, родители не должны допускать следующих ошибок:

  • Брать ребенка с горизонтальной поверхности, не поддерживая его голову. Чтобы поднять малыша, нельзя просто взять его под мышки или потянуть за ручки. Первым делом вы заводите ладонь под голову крохи, другой рукой поддерживаете спинку, поднимаете в воздух и только тогда укладываете его так, как вам нужно.
  • Долго носить в одном положении. Пока малыш не способен самостоятельно принять удобную позу, ее должны обеспечить вы. Даже в уютной “колыбельке” нужно обязательно чередовать руки, чтобы предотвратить у малыша проблемы с позвоночником и кривошею.
  • Агрессивно укачивать. Трясти ребенка не полезно ни в каком возрасте. Это не успокаивает, а пугает малыша. Но на первом году жизни такое укачивание может быть просто опасно для его здоровья и даже жизни. Мышцы шеи у маленького ребенка слишком слабые, чтобы удержать голову, а у младенцев она еще и непропорционально велика по отношению к телу. Ушибы, гематомы мозга, внутричерепные кровоизлияния, разрывы сосудов могут стать причиной инвалидности и даже смерти ребенка. Как бы вы не устали и не разозлились, не позволяйте себе подобные резкие движения. Минутной тряски может хватить, чтобы необратимо навредить здоровью вашей крохи.
  • Выполнять опасную работу с ребенком на руках. Не подходите к горячим кастрюлям, когда держите малыша. Не работайте острыми инструментами. Не переносите вместе с ребенком тяжелые или громоздкие предметы. Если выполнение каких-то действий может быть потенциально опасно для ребенка, отложите свои дела до тех пор, пока ваши руки будут свободны.

Итак, каждый ребенок уникален и развивается в собственном темпе. Но есть и общие моменты для всех младенцев:

Первые попытки приподнять голову малыши делают после двух-трехнедельного возраста. С полутора до трех месяцев учатся удерживать голову на весу все увереннее, а к четырем-пяти свободно держат ее и крутят из стороны в сторону.
Если ребенок совсем не держит голову до трех месяцев – нужно обратиться к педиатру и неврологу.
До пятимесячного возраста, беря малыша на руки, всегда придерживайте его голову. Даже однократное резкое запрокидывание может привести к серьезным нарушениям здоровья младенца.
На руках малыша можно держать горизонтально или вертикально, укладывать его животиком на руку или спинкой к себе на колени, когда вы сидите

Главное, чтобы его голова и тело были бережно зафиксированы и не было возможности упасть и травмироваться при неосторожном движении.
Всегда помните о безопасности ребенка. Не трясите его при укачивании, не носите часами в одном положении

Не работайте с горячими, острыми, тяжелыми предметами, пока малыш у вас на руках.

(
оценок; рейтинг статьи )

Тест на выявление патологий

В трехмесячном возрасте происходит уплотнение мышечной ткани, и карапуз без труда удерживает свою тяжелую головку в любом положении. Если этого до сих пор не произошло, нужно провести небольшой тест, который поможет выявить возможные отклонения в развитии. Схема выполнения:

  1. Аккуратно усадить грудничка, плавно потянув за обе ручки, когда он находится в положении лежа на спине.
  2. Головка младенца должна оставаться в вертикальном положении не менее 35−40 секунд. Возможны легкие покачивания из-за непривычного для ребенка положения.
  3. Далее, нужно положить карапуза на спинку и легонько приподнять его, чтобы он «завис» между лежачим и сидячим положением.
  4. Если головка остается хотя бы несколько секунд на уровне хребта, — это считается одним из вариантов нормы и беспокоиться не стоит.

При выкладывании новорожденного на животик, родителям не стоит бояться, что крохе не хватит воздуха и он задохнется в таком положении. Срабатывает инстинкт самосохранения и малютка поворачивает головку набок или приподнимает её, чтобы сделать вдох. Это касается только здоровых малышей, а для детей, которые имеют патологии, комплекс упражнений назначит педиатр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector