Подготовка детей к садику: советы родителям как помочь ребенку адаптироваться

Как ребенку строить отношения с другими детьми

Дети посещают садик не только в силу семейных обстоятельств, но и для лучшей социализации и подготовки к следующему важному этапу — школе. Являясь ближайшим окружением малыша в течение дня, сверстники создают эмоциональный, интеллектуальный и социальный фон, в котором проходит становление личности каждого из них

Если ребенок дерется или кто-то проявляет агрессию по отношению к нему, нужно вовремя учиться справляться с такими ситуациями.

Доброжелательные взаимоотношения с детьми из группы важны и для того, чтобы всегда быть принятым в игру, и для хорошей самооценки, и для успешной тренировки навыков социального взаимодействия, без которых человеку невозможно реализоваться в обществе.
Воспитатели, чуткие и внимательные к потребностям ребенка, проводящего весь день в отрыве от семьи, играют не меньшую роль в том, будет ли их подопечный бежать в сад вприпрыжку или вяло плестись позади вас. Отношения с ними, особенно в первое время, не менее важны для малыша, чем с детьми.
Как ребенку строить хорошие отношения с детьми? Конечно, для начала ему понадобятся навыки устанавливать контакт. Вероятнее всего, он пробовал осваивать их еще в самом раннем детстве на игровой площадке с другими малышами. Классическое «Привет, я — Миша/Маша, а как тебя зовут? Давай играть вместе?» — проводник в мир игры.
На первых порах навыки партнерской игры довольно просты и неплохо отработаны на родителях. Ребенок взрослеет, и в какой-то момент ему потребуется умение вовлекаться в коллективную игру с правилами, о которых подчас надо будет вести настоящие переговоры

Чтобы игра не прерывалась и ее участники не расходились разочарованными, детям важно соблюдать регламенты.

Навыки самоконтроля, которые начинают формироваться в этом возрасте (но будут продолжать развиваться все школьные годы), позитивный настрой, открытость, умение быть гибким, делиться, подстраиваться и договариваться — все эти необходимые качества не раз сослужат добрую службу ребенку, чтобы быть принимаемым другими детьми, считаться хорошим партнером по играм, а со временем и верным другом.

Наконец, способность разбираться в собственных чувствах и уважать чувства окружающих помогут ребенку выстраивать отношения с людьми, основанные на доверии и взаимопонимании, не попадать в ситуации, когда он может оказаться глух к личным потребностям и переживаниям других.

Памятка для родителей: адаптация ребёнка в детском саду и основные ошибки

Итак, были описаны основные правила по улучшению адаптации малышей к дошкольному учреждению. Однако никто из родителей не застрахован от ошибочных действий. Вот почему необходимо подробнее остановиться на наиболее распространённых заблуждениях:

  • сравнение с другими ребятишками. Адаптируемся мы все по-разному. Вот почему не следует сравнивать малыша с его ровесниками, которые гораздо быстрее привыкают к детскому коллективу и воспитателю;
  • обман. Не нужно обещать ребёнку, что вы заберёте его через часик, если планируете вернуться только в вечернее время. Подобные родительские обещания приведут к тому, что малыш будет ощущать себя преданным;
  • наказание садиком. Не следует наказывать ребёнка более длительным пребыванием в дошкольном учреждении, если он привык находиться в ДОУ всего несколько часов. Это приведёт лишь к усилению нелюбви к садику;
  • «подкуп» сладостями и игрушками. Некоторые мамы и папы подкупают ребятишек, чтобы те хорошо себя вели в дошкольном учреждении. В результате ребёнок будет в дальнейшем шантажировать взрослых, требуя от них гостинцы ежедневно;
  • отправление в садик заболевшего малыша. В адаптационный период любая простуда способна надолго выбить ребёнка из колеи, поэтому не следует при недомогании отводить дошкольника в садик, иначе существует риск усилить симптоматику недуга.

Ещё одна распространённая родительская ошибка – исчезновение мамы, которая не желает отвлекать ребёнка от игрушек или детей. Подобное поведение, как мы уже говорили, приведёт лишь к тому, что у малыша повысится тревожность и возникнут многочисленные страхи. Не исключено усиление истерик.

Мамочка, останься!

Не отчаивайтесь, если в первое время посещения садика ребенок будет заходить в группу со слезами на глазах. Это абсолютно нормальная реакция в этом возрасте. Просто старайтесь подбодрить малыша. Расскажите, что в детском саду его ждут новые друзья, много интересных игрушек и занятий.
 

Если и это не помогает, и ребенок не успокаивается, попробуйте использовать следующий метод. Например, есть у вашего чада любимый сок или хлопья, или еще что-то, что вы с ним покупаете в супермаркете. Приведите его в сад и скажите, что сейчас сходите в магазин, купите его любимый сок и вернетесь.
 

Дети еще не ориентируются во времени, поэтому не смогут понять, что до магазина идти 10 минут, а вас нет 3 часа. Просто им необходимо быть уверенными, что родители обязательно вернуться за ними, а как приятный бонус – они получат любимые сок, конфетку и т.д.

Только не стоит так делать ежедневно, иначе вы рискуете разбаловать ребенка своими покупками, и в дальнейшем он начнет вас этим еще и шантажировать. Используйте этот метод раз в неделю – этого вполне достаточно.

Во все остальные дни просто говорите, что придете за малышом, когда он покушает/поспит/поиграет. В целом для моральной адаптации ребенка в возрасте 1,5-2,5 года понадобится 2-3 месяца. За этот период времени малыш уже узнает и запомнит весь рабочий персонал садика и своих одногруппников, будет уверенно чувствовать себя в коллективе.
 
Обязательно проконсультируйтесь с врачом по поводу готовности ребенка к посещению сада. В период адаптации все дети часто болеют, так как в группе происходит постоянный обмен инфекциями между малышами, поэтому если ребенок и дома не отличается особым здоровьем, то, возможно, стоит все же предпринять меры и отложить посещение детского сада на год. За этот период специалисты рекомендуют осуществлять закаливание организма, тем самым повышая его опорные функции к острым вирусно-респираторным заболеваниям. 

Принцип №2. Укрепление здоровья.

Первый год в саду – год простуд. Ребенок может переболеть пять-шесть раз. Столь частые болезни – неприятное, но нормальное явление, если малыш болеет легко, без осложнений. В этот период организм ребенка учится противостоять инфекциям. Обладатели крепкого иммунитета быстро адаптируются и болеют реже.

В качестве профилактической меры можно использовать комплексный немецкий препарат Иммунокинд . Он стимулирует укрепление иммунной системы у детей грудного и младшего возраста, укрепляет защитные силы организма в борьбе с инфекциями. Помогает справляться с простудными заболеваниями, способствует скорейшему выздоровлению  и восстановлению организма после ОРВИ. Правильное формирование иммунной системы в детстве – залог здорового будущего. Иммунокинд разрешён к применению детям с рождения. Курс приёма препарата составляет 1,5–2 месяца.

Идеально, если во время адаптационного периода (точный срок определить сложно, все зависит от индивидуальных особенностей малыша) мама еще будет находиться дома, сможет поддерживать и контролировать самочувствие  ребенка.

Не рекомендуется отдавать малыша в сад в период с октября по апрель. Именно в это время респираторные вирусы особенно активны. Частые болезни неминуемо осложнят и продлят  адаптацию.

Сон и распорядок дня

Необходимо приучить малыша к самостоятельности. Ребенок, владеющий простейшими навыками самообслуживания, адаптируется на порядок легче других. Очень важный момент — распорядок дня. Если малыш не приучен к режиму, ему будет очень трудно заставить себя кушать, спать и выходить на прогулку в строго определенный момент. Разузнайте заранее режим детского сада и за несколько месяцев до первого посещения постарайтесь дома начать его придерживаться.

Если ребенок привык дома спать до девяти-десяти часов, вставать в 7 утра ему будет очень тяжело, поэтому так важно за месяц-другой перед началом детсадовской жизни привести в порядок режим. Ребенок, для которого это непривычно, будет капризным и невыспавшимся, что никак не облегчит ему первые дни в детском саду

Если дома сложился определенный ритуал дневного сна (часто ребенку читают сказку, держат за руку и так далее) — к сожалению, придется потихоньку сводить его к минимуму. В детском садике укладывать на дневной сон его будут совсем по-другому. Даже самый лучший воспитатель не имеет возможности сидеть рядом с каждым ребенком и держать его за руку. Но если ребенок привык засыпать с игрушечным любимцем, можно по договоренности с воспитателем разрешить ему это.

Малыш и самообслуживание

Научите малыша самому необходимому. Беспомощному ребенку трудно в детском саду. К тому моменту, когда дети начнут посещать дошкольное учреждение, они должны уметь:

  • умываться и вытирать руки полотенцем
  • пользоваться горшком
  • самостоятельно кушать
  • одеваться и раздеваться

Ежедневно перед едой, после посещения улицы и при необходимости давайте ребенку в руки мыло. Пусть он сам пробует намылить руки, пусть у него получится не с первого раза, и мыло часто будет выскальзывать. Главное, чтобы для него это стало обычным делом.

Учите малыша ходить на горшок. В любом случае (умеет он или нет) берите в детский сад запасную одежду. Может случиться всякое, дети еще слишком маленькие. Они элементарно могут пролить на себя еду, облиться водой во время умывания.

Воспитатель не может кормить каждого с ложечки, поэтому уделите этому моменту больше времени. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок сам пытался есть.

В дошкольном учреждении дается около 30 минут на прием пищи. За это время дети должны успеть покушать. Помогайте малышу, но не делайте все за него! Хвалите, когда у вашего сына или дочки получается. Пусть дети чувствуют вашу поддержку.

Даже если он весь перепачкается, в этом нет ничего страшного. Вы сейчас дома, у вас есть возможность искупаться и переодеться после обеда. Наверняка у вас тоже многое не получается с первого раза, наберитесь терпения. Зато со временем ребенок научится самостоятельно есть, будет более аккуратным.

Не ругайте ребенка, если у него что-то не получается. Скорее всего, проблемы возникнут во время переодевания. Детям трудно справляться с пуговицами, молниями на одежде, шнурками на обуви. Не переживайте! В детском саду малышам всегда придут на помощь воспитатели и няни.

Старайтесь, чтобы одежда для детского сада была максимально простой и удобной. Избегайте лишних застежек и пуговиц. Для удобства ребёнка ботинки должны быть на липучках. Вместо рубашек отдайте предпочтения водолазкам, вместо кофт – свитерам. Вместо обычной шапки можно купить шапку-шлем, чтобы шею не продувало, да и одевать легче

Важно, чтобы ребенок быстро собрался на прогулку, и выглядел опрятно

Жизнь без подгузника

Вопрос с туалетом достаточно не простой. Отвыкание от подгузника сложный процесс. Врачи рекомендуют не заставлять, ориентироваться по ребенку. Все разные и осознание того, что можно и не писать в штанишки у всех приходит по – разному.

Наблюдайте за своим чадом, присаживайте на горшок. Старайтесь дома ходить без подгузника, так будет проще чувствовать ребенку свои желания. Старайтесь постоянно спрашивать о его желании, ведь он может заиграться и не попроситься в туалет.

Лучше предотвратить проблему, чем её решать. Помощь и поддержка — именно то, что нужно вашему малышу! Чувствуя их, у него все получится!

Каких нужно пройти врачей для садика?

  • Терапевт. Это первый врач, которого вам с ребенком стоит посетить. Он оценивает общее состояние ребенка, дает направления на следующих врачей и по итогу прохождения комиссии выдает справку нужного образца
  • Отоларинголог. ЛОР выявляет при наличии наиболее распространенные для детей проблемы носоглотки: аденоиды, тонзиллит, искривление носовой перегородки. При обнаружении данных проблем, врач принимает решение о лечении

Офтальмолог. Как правило, осмотр направлен на выявление следующих проблем: дально- или близорукость, косоглазие. При выявлении их назначает лечение

Невролог. Пытается выяснить на приеме, есть ли неврологические отклонения: бьет молоточком по коленке, проверяет вестибулярный аппарат и координацию

Хирург. Смотрит состояние позвоночника, стоп, осанки. При необходимости дает рекомендации или назначает лечение. Также осматривает у мальчиков крайнюю плоть и яички

Стоматолог. Выявляет проблемы с зубами ребенка, такие как ранний детский кариес. Обязательно осматривает уздечку и проверяет прикус

Логопед. Детям до 3 лет логопед дает лишь рекомендации при наличии некоторых особенностей речи, так как до 3 лет речь еще устанавливается. После 3 лет во избежание более серьезных дефектов речи врач дает направление в логопедическую группу в саду или настоятельно рекомендует пройти курс лечения у логопеда

Как родителям строить отношения с воспитателями

Налаженный контакт родителей с воспитателями прямо или косвенно будет влиять на восприятие ребенком детского сада в позитивном ключе. Как выстроить взаимоотношения со взрослыми, фактически заменяющими малышу вас в течение дня?

Сделайте воспитателя своим союзником. Регулярно интересуйтесь у него, как чувствует себя ваш ребенок в течение дня, как у него складываются отношения с другими детьми, испытывает ли он какие-либо сложности из-за отсутствия тех или иных навыков. Попросите дать вам рекомендации по коррекции поведения, если таковые имеются, или советы, как помочь малышу адаптироваться к условиям детского сада. Педагоги и воспитатели не решат всех ваших родительских проблем, они — ваши помощники. Если они поймут, что вы не сильно интересуетесь вопросами воспитания собственного ребенка, то и сами не будут демонстрировать особого рвения в этом направлении.
Если воспитатель сам инициирует разговор с вами, не отвергайте мнение со стороны, будьте внимательным слушателем. Взаимоотношения малыша с людьми не из ближнего круга строятся совсем на другой почве, чем с родственниками. И это ребенку пока только предстоит понять и усвоить на собственном опыте. Как человеку со стороны, воспитателю заметнее пробелы в тех или иных социальных навыках малыша, и, если он готов поделиться с вами своими наблюдениями, цените это.
Будьте всегда приветливы, сдержанны и вежливы, демонстрируйте уважительное отношение к педагогам. В своем поведении ребенок во многом ориентируется на вас, и он обязательно, увидев вашу обходительность с воспитателями, усвоит такой же настрой и модель поведения, что непременно будет ими оценено

А это важно, так как их отношение к вам волей-неволей транслируется и на вашего малыша.
Терпеливо относитесь к критике в ваш адрес и в адрес ребенка. Помните, что поучать — личностная особенность педагогов и воспитателей, это сама суть их профессии

Простите им их маленькую «слабость», в конце концов, без этой черты — желания учить — человеку нечего делать на педагогической стезе. Подскажите воспитателю, как в какой-нибудь особой ситуации можно договориться с вашим ребенком (например, в случае, если он отказывается принимать определенную еду или спать во время тихого часа).
Постоянно демонстрируйте готовность помогать воспитателям, если нужно повлиять на собственного ребенка, лояльность, даже если не всегда и не во всем согласны с правилами детского сада. Если ваш малыш продолжает посещать его, значит в общем и целом вы принимаете условия договора.
Соблюдайте распорядок дня учреждения, не забывайте предупреждать воспитателей об изменениях в режиме пребывания вашего ребенка в саду, если вы планируете забирать его пораньше домой или на дополнительные занятия. Сообщайте, когда малыш заболевает или по другим причинам не будет посещать детский сад. Отсутствие обратной связи от родителей по этим вопросам — частый повод для недовольства со стороны воспитателей.
Старайтесь не перегружать воспитателей информацией утром, когда приводите ребенка в сад, и вечером, когда забираете его: интенсивные потоки приходящих и уходящих людей могут не только снизить градус внимания к вашим словам, но и помешать педагогам уделять время остальным детям (вы бы не захотели, чтобы одним из них когда-нибудь оказался ваш ребенок). Узнайте, когда воспитателю удобно вас выслушать: возможно, он предложит обсудить все волнующие вас вопросы во время тихого часа или вечерней прогулки
Это в ваших интересах, чтобы педагог смог уделить вам все свое внимание.

Возраст, приходящийся на период посещения детского сада, — важнейшая веха в психическом развитии ребенка, этап выработки навыков взаимодействия с социальной средой, закладки основ характера, становления личности. То, как ваш малыш пройдет через все испытания на пути взросления, будет определять дальнейший его успех в жизни и социуме.

Закладывайте основы этого успеха с самого раннего детства, формируя в ребенке способность устанавливать, развивать и поддерживать хорошие социальные связи с другими людьми. Станьте лучшим помощником малышу в его адаптации к внешнему миру. И возможно, сад станет вашим лучшим помощником в воспитании ребенка!

Как помочь социальному развитию малыша?

Ребёнку приходиться жить в обществе, меняя разные коллективы в течении своей жизни. Даже если малыш не ходит в детский сад, это не означает, что нормы поведения прививать не нужно.
Чему следует обучить малыша в игровой форме:

Столовый этикет необходимо прививать как только малыш начал кушать сам, постепенно осваивая использование столовых приборов и их назначение. Держать вилку и ложку аккуратно кушать к школе должен уметь каждый. Правила приёма еды тоже оговариваются.

Обязательное мытье рук перед едой нужно привить на уровне рефлекса.

Если ребёнок испачкался, нужно использовать салфетку, а не рукава и подол одежды.

• Навыки общения очень важны для формирования правильных отношений с другими взрослыми и сверстниками. Общие правила, как нужно здороваться и прощаться, благодарить или просить помогут малышку правильно использовать словесные штампы в зависимости от цели обращения. Вежливые слова ,а так же «нехорошие слова» тоже обговариваются. На своём примере мама может показать как общаться в магазине, поликлинике и других местах. На детской площадке малыш учится общаться со сверстниками, если он совершает ошибки, не нужно его ругать и наказывать. В беседе нужно объяснять ,почему так поступать не следует.

• Социальные нормы поведения можно объяснить через ролевые игры с и познавательные мультики или сказки, таких сейчас много. После просмотра или чтения обязательно нужно обсудить поступки героев. Правила поведения в разных местах и правила безопасности так же очень важны.

Что влияет на адаптацию ребёнка?

Итак, период адаптации малышей в детском саду всегда протекает по-разному. Но что же влияет на его успешность? К числу важнейших факторов специалисты относят возрастные характеристики, детское здоровье, степень социализации, уровень познавательного развития и пр.

Возраст ребёнка

Нередко родительницы, стремясь пораньше выйти на рабочее место, отдают малыша в детский сад в два года, а то и раньше. Однако чаще всего подобный шаг не приносит особой пользы, поскольку ребёнок раннего возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками.

Конечно, каждый ребёнок – яркая индивидуальность, однако, по мнению многих психологов, можно выделить оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду – и это 3 года.

Всё дело в так называемом кризисном периоде трёх лет. Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов.

Почему не следует спешить с отправкой ребёнка в дошкольное учреждение? В возрасте 1 — 3 лет происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру.

Кроме того, нельзя не отметить и большую самостоятельность трёхлеток: они, как правило, обладают горшечным этикетом, умеют пить из чашки, отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами. Подобные навыки существенно облегчают привыкание к саду.

Состояние здоровья

Дети с серьёзными хроническими заболеваниями (астма, диабет и пр.) достаточно часто испытывают сложности с привыканием в силу особенностей организма и повышенной психологической связи с родителями.

То же самое относится и к детям, которые часто и подолгу болеют. Таким малышам требуются особые условия, сниженные нагрузки и наблюдение медицинского персонала. Вот почему специалисты рекомендуют отдавать их в садик позже, тем более что из-за болезненности режим посещения ДОУ нарушится.

Основные проблемы адаптации болеющих детей в ясельной группе:

  • ещё большее понижение иммунитета;
  • рост восприимчивости к инфекциям;
  • повышение эмоциональной лабильности (периоды плаксивости, истощённости);
  • возникновение несвойственной агрессивности, повышенной активности или, напротив, медлительности.

Перед поступлением в дошкольное учреждение дети обязаны пройти медосмотр. Не нужно этого пугаться, наоборот, у родителей появится возможность ещё раз посоветоваться с врачами по поводу того, как пережить адаптацию с минимальными потерями.

Степень психологического развития

Ещё один момент, который может воспрепятствовать успешному привыканию к ДОУ – отклонение от усреднённых показателей познавательного развития. Причём привести к дезадаптации может как задержанное психическое развитие, так и одарённость.

В случае задержки умственного становления применяют особые коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и повысить познавательную активность малышей. При благоприятных условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников.

Одарённый ребёнок, как это ни удивительно, также попадает в группу риска, поскольку его познавательные способности выше, чем у сверстников, к тому же он может испытывать сложности с социализацией и коммуникацией с одногруппниками.

Уровень социализации

Адаптация ребёнка к детскому саду предполагает рост контактов с ровесниками и с незнакомыми взрослыми. При этом существует определённая закономерность – скорее привыкают к новому обществу те малыши, чей социальный круг не ограничивался родителями и бабушками.

Те же ребятишки, кто редко взаимодействовал с другими детьми, наоборот, сложно адаптируются к изменившимся условиям. Слабые коммуникативные навыки, неумение разрешать конфликтные ситуации вызывает рост тревоги и приводит к нежеланию посещать садик.

Безусловно, данный фактор во многом зависит от педагогов. Если воспитатель хорошо ладит с ребёнком, адаптация заметно ускорится. Вот почему, если имеется такая возможность, следует записываться в группу к той воспитательнице, отзывы о которой чаще всего позитивные.

Как правильно подготовить ребенка к детскому садику?

Мы не можем на 100% убрать вероятность наступления негативных моментов при адаптации

Но в наших силах максимально помочь детишкам подготовиться к такому важному шагу в жизни. Предлагаю вашему вниманию конкретные советы специалистов:

Рассказывайте крохе хорошее о садике. Заранее говорите с малышом о позитивных сторонах посещения детского сада. Например, что там много интересных игрушек, и можно встретить новых друзей. Если же вместе с ребенком в группу будет ходить кто-то из его друзей, не забывайте напоминать и об этом: «В садике ты будешь играть вместе с Колей». Не стоит сосредотачиваться на том, что мамы рядом не будет. Конечно, сказать об этом придется, но не надо повторять каждый раз, говорите о положительных вещах.

Играйте «в садик», читайте сказки о посещении сада. Вместе с крохой проигрывайте интересные истории, в которых игрушки посещают садик и им очень нравится. По возможности гуляйте на территории садика, чтобы малыш узнавал местность и ждал, когда же сможет тут играть.

Максимально приблизьте режим дня ребенка к садовскому. Такую подготовку лучше всего начинать как можно раньше, хотя бы за месяц до начала посещения садика. Если вы не знаете распорядок дня, уточните в вашем дошкольном заведении. И потихоньку подстраиваетесь под этот режим, еще будучи дома. Ведь крохе, который привык просыпаться в 9 утра, не так-то просто будет сразу вставать в 7 или 7-30, и к 8-30 быть в садике, правда? Также постарайтесь в такое же время и кормить ребенка, ведь детки привыкают к режиму кормления, и перемены могут стать для них дополнительным стрессом.

Чтобы легче встать утром, укладывайте чадо с вечера не позже девяти. И потом, когда малыш уже будет посещать сад, избегайте срывов в выходные дни. Да, можно позволить ему проснуться на полчасика позже обычного, но полностью сбивать распорядок не стоит.

До начала садика научите кроху навыкам самостоятельности. Он должен уметь сам кушать с помощью ложки и вилки, пить из кружки, раздеваться и одеваться, умываться, пользоваться горшком. Когда малыш будет заранее все это уметь, его адаптация пройдет намного проще. Но не ждите от чада сразу многого – упростите его жизнь, купив практичные и удобные вещи без лишних змеек и застежек. Обувь лучше всего выбрать на липучках. Конечно, все эти умения должны согласовываться с возрастом ребенка – если вы идете в ясельную группу, и малышу всего 2 годика, например, то требования к самостоятельности будут другими.

Начало посещения сада не должно совпадать с другим значимым событием в жизни ребенка. Так, не спешите отдавать чадо в сад сразу после рождения младшего братика или сестрички, после переезда на новое место жительства или развода. Дайте ребенку возможность прожить сначала одну перемену, адаптироваться к ней. Не перегружайте его нервную систему!

Верьте в своего ребенка! Хоть он и маленький, но он не так слаб, как может показаться на первый взгляд. А, значит, его нервная система вполне способна справиться с переменами. Просто необходимо время и позитивное подкрепление. Создайте дома теплую и непринужденную обстановку, говорите сыну или дочке, как вы их любите. Не ограничивайте тактильный контакт – почаще обнимайте и целуйте ребенка. Пусть он знает, что дома его всегда любят и ждут. И тогда он непременно справится с любыми трудностями!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector